В приснопамятные времена прижизненные памятники у нас ставили вождям и дважды Героям. 5 ноября в парке «Музеон» торжественно открыли бронзовый бюст 99-летнего японца Канэто Синдо, можно сказать, – вождя и героя мирового кинематографа.

Автор скульптурного портрета известный скульптор Григорий Потоцкий лепил одного из старейших кинематографистов мира с натуры. Для это он специально ездил в Токио, где живет 99-летний мастер, который одобрил сделанную работу. Кстати, один из принципов Международной академии Доброты, президентом которой является Потоцкий, – отдавать дань благодарности великим людям при их жизни.

«О чем думает, что переживает человек, которому при жизни поставили памятник – вот сюжет достойный Вас, как режиссера и сценариста» – обратился к отсутствующему мэтру один из выступавших на церемонии 5 ноября. Почтенный классик не мог присутствовать в «Музеоне», тем не менее, чествовавшие его именитые деятели кино и театра – Григорий Натансон, Владимир Мирзоев, Андрей Житинкин, Игорь Ясулович, Наум Клейман, Виктор Матизен, Владимир Фокин… – адресовались в своих речах непосредственно к господину Синдо, которому эти снятые на видео признания в любви и уважении обещано было переслать: среди присутствующих были и сотрудники посольства Японии. Имя, собравшее в солнечный и морозный день добрую сотню почитателей и целый взвод журналистов и фотографов, звучало на все лады.

Канэто Синдо предстал олицетворением добра и гуманизма, певцом трудовой морали, высоким профессионалом, открывателем новых путей в искусстве, учителем целого поколения кинематографистов, человеком, сумевшем вплести японскую традицию в контекст мировой современности.

Для посвященных во всем этом не было натяжек и преувеличений, но случайные посетители  «Музеона», узнавая имя виновника торжества, порой спрашивали: «А кто это?»

Увы, творчество культового мастера, режиссера «Голого острова», «Сегодня жить, умереть завтра» и еще нескольких десятков замечательных фильмов, автора множества сценариев, трижды лауреата Московского кинофестиваля, у нас сейчас востребовано явно недостаточно. Широкой публике, ориентированной на массовую коммерческую продукцию, оно почти неизвестно.

Да что там Канэто Синдо! Мы и своих-то гениев забываем. На торжестве справедливо сетовали: нет в Москве памятников ни Эйзенштейну, ни Пудовкину, ни Рому…

Тем актуальнее нынешнее событие в «Музеоне», утверждающее подлинные ценности в эпоху духовной инфляции. Его организатором, душой и вторым героем стал автор скульптуры известный ваятель Григорий Потоцкий. Принимая со всех сторон поздравления с творческой удачей, он буквально излучал добродушие и оптимизм, словно оправдывая свое звание президента Международной академии Добра.

Да и сама церемония отличалась редким в наши дни позитивным настроем без примеси пошлости и кича. Она отчасти была выдержана в японском стиле. В руках собравшиеся держали врученные скульптором хризантемы, на подиуме манипуляции с самурайскими мечами, японский танец, декламация хокко перемежались темпераментным вокалом Евгении Логуны и стихотворными посвящениями мэтру.

Общение, начатое в «Музеоне», продолжилось в арт-центре «Ветошный» в клубном формате выставки « Самураи. Искусство войны» уже как творческий вечер Г. Потоцкого. Этническая музыка, традиционный японский театр, поединки мастеров айкидо, выступления артистов и поэтов, все это продлилось несколько отнюдь не скучных часов.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru