Остановить развитие нашей столицы не сможет ничто на свете, но расти вширь городу уже некуда. Да и непрактично это – ведь уже сейчас, чтобы добраться, например, из Южного Бутова до ВДНХ, с учетом московских пробок, можно потратить полдня.

Для роста Москвы, по сути, остается только два пути, и оба по вертикали – вверх и вниз. В высоту стремительно растут небоскребы. Этот путь развития учитывает городская программа высотного строительства «Новое кольцо». А паркинги, транспортные развязки, нижние «дублеры» магистралей, ЛЭП и другие инфраструктурные объекты теперь должны прятаться под землей, чтобы освободить место на поверхности. Собственно, в этом и заключается новая Концепция освоения подземного пространства Москвы, которую одобрило московское правительство.
  
   Андеграунд – наш резерв
   Мы привыкли к тому, что у нас под ногами еще один город – подземный. Хотя бы потому, что мы каждый день спускаемся в метро.
   Кроме метро под землей есть развитая система коммуникаций, причем одних тоннелей – 300 километров. Мы уже давно не удивляемся подземным паркингам, переходам, и даже подземный четырехъярусный торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» воспринимают как нечто из ряда вон выходящее только приезжие.
   Тем не менее в деле использования подземного пространства мы в самом начале пути. Под землей огромный резерв неосвоенных площадей – потенциальное продолжение вниз нашего города.
   Зарубежный опыт в этом смысле гораздо богаче. Первый заместитель главы департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский, ссылаясь на него, показал – под землю можно опустить 80 процентов складов, до 70 процентов гаражей, половину архивов, депозитариев, хранилищ, до трети предприятий сферы обслуживания. Хотя сегодня примерно каждое третье вводимое в городе сооружение имеет эксплуатируемую подземную часть, но суммарно это не более 8 процентов от всех площадей, сдаваемых ежегодно строителями, или 600–700 тысяч квадратных метров.
   А для того чтобы город мог устойчиво развиваться, на долю подземных сооружений должно приходиться 20–25 процентов от вводимых площадей. То есть каждый четвертый-пятый квадратный метр нужно сдавать ниже «нулевой отметки». Специалисты утверждают: оптимальное соотношение объемов наземного и подземного строительства – 5 к 1 и даже 4 к 1. Сейчас намечено поэтапно увеличивать московский показатель подземных площадей: в 2008 году – до 10 процентов, в 2009-м – до 12, в 2010-м – до 15 процентов. В итоге необходимо добиться, чтобы под землей ежегодно сдавалось как минимум 1,8 миллиона квадратных метров. По максимуму же эта цифра может вырасти до 3 миллионов.
   Таких результатов можно добиться только при комплексном планировании работ, при переходе от отдельных изолированных проектов для «точечных» сооружений к взаимосвязанному проектированию на основе районирования подземного пространства и единой информационной базы. Для решения этих задач привлечен Институт геоэкологии РАН. Как рассказал директор института академик Виктор Осипов, ученые делят территорию города на три типа. При этом все участки пригодны для подземного строительства, только затраты разнятся. Могут быть буквально сумасшедшими.
   Например, подземное сооружение должно быть заглублено всего на 5 метров, но чтобы построить его с необходимой степенью надежности и долговечности, придется копать до глубины в 15 или 20 метров при сложных и трудоемких технологиях.
   Правительство поручило Институту геоэкологии создать карту города с полной характеристикой московской геоподосновы. Такая карта окончательно определит районирование территории с учетом экономического фактора освоения подземного пространства.
  
   «Работник Херрен» наращивает мышцы
   Что надо убирать под землю в первую очередь? Концепция отдает приоритет транспортным артериям и паркингам.
   Мэр столицы подчеркнул, что этот приоритет особенно важен для центра города, где недопустимы эстакадные решения. Москва не может пойти по пути Токио и обрасти эстакадами, потеряв исторический облик, неповторимое лицо. Стратегическое направление для центра – подземное строительство, чтобы городская среда, перегруженная транспортом, снова стала приемлемой для человека. Первостепенная задача – опустить все коммуникации вниз, пока город окончательно не запутался в них. Тоннельное строительство, например, позволит сохранить ценные городские ландшафты и целые природные комплексы.
   Строительство Лефортовского тоннеля на Третьем кольце спасло исторический дворцовый парк, а Серебряноборский двухъярусный и двухрукавный тоннель сохранит для города уникальный природный комплекс. И в Лефортове, и в Серебряном Бору неплохо потрудился «работник Херрен», как называли строители гигантский проходческий щит немецкой фирмы «Херренкнехт» диаметром 14,2 метра. Теперь ему предстоит поработать в других местах Москвы.
   Правда, мэр считает, что пора начинать переговоры с немцами о создании еще более мощного щита – диаметром 19–20 метров! Такой тоннель обеспечит 6-полосное движение. Два тоннеля – 12 полос. Получается мощная магистраль.
  
   Запаркуйте машину в колодце
   Сооружение подземных паркингов – еще одна первостепенная задача. Несмотря на скептические голоса по поводу возведения подземных гаражей под Тверской улицей, их начнут строить с будущего года прямо от Манежной площади до Камергерского переулка. Для такого решения есть хороший пример – подземные паркинги на Елисейских полях в Париже. Прогуливаясь поверху, о них не догадываешься, зато эти паркинги заметно разрядили сутолоку автомобилей в центре французской столицы. Однако, заметил Лужков, последние веяния Европы в концепции учтены недостаточно. И напомнил о так называемых необслуживаемых подземных парковках, которые получили распространение в ряде западных стран. Это «колодцы» большого диаметра – от 6 до 20 метров. В них опускают автомобили с помощью специальной механической системы, управляемой компьютером. А дальше электроника сама размещает машины в паркинге. Спуск и подъем занимают по две минуты. Быстро и хорошо.
   Вслед за гаражами-«ракушками» московские дворы должны покинуть трансформаторные будки, тепловые станции и другие инфраструктурные сооружения, не украшающие город. Сегодня есть абсолютно все технологические возможности, чтобы опустить эти объекты под землю и освободить наземное пространство для человека.
  
   «Охотный ряд» будет превзойден
   Уже через несколько лет можно будет прогуляться под центральными площадями – от отеля «Метрополь» до гостиницы «Москва» и дальше до торгового комплекса «Охотный ряд» и «Националя».
   Возникнет подземная пешеходная зона на туристско-рекреационном маршруте «Золотое кольцо Москвы». Практически все переходы под проезжей частью улиц недалеко от Кремля будут строиться с дополнительными пространствами для торговли, справочно-сервисных служб, кафе, туалетов.
   Обычно нет необходимости опускать предприятие торговли под землю. Это не паркинги и не трансформаторные будки, занимающие дефицитную городскую площадь. Но магазины, фастфуды, рестораны, салоны красоты и все такое прочее должно быть в нижнем ярусе города, чтобы сделать жизнь в «подземном царстве» полнокровной и комфортной.
   Есть и еще один важный момент. Торгово-развлекательные центры служат инвестиционной составляющей проектов. На развязки и тоннели инвесторы тратят деньги именно в обмен на право строительства магазинов и доходных паркингов. К примеру, строительство Сити было начато с досконального освоения подземного пространства. Пока скептики говорили и писали о «новом долгострое» на Краснопресненской набережной, строители продолжали настойчиво зарываться в землю. В итоге крупнейший в Европе котлован на территории бывших пустырей и промзоны оказался экономически оправдан. Была подготовлена вся инженерия и все коммуникации на 60 гектарах, создано Центральное ядро с местом для трех станций метро и торгового центра «Четыре времени года». Заместитель мэра по внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе, курирующий проект Сити, отмечает, что созданная основа сделала территорию особо привлекательной для инвесторов – отечественных и зарубежных.
   Еще до окончательного принятия городской программы начнется строительство тоннелей и торгово-развлекательных комплексов под Пушкинской площадью и площадью Тверской заставы.
   Константин Королевский назвал адреса около 25 проектов многофункциональных торговых центров. Причем многие из них будут значительно превосходить по квадратным метрам уже существующий «Охотный ряд».
  
   А безопасны ли подземные сооружения?
   – Я слушаю эти планы с огромным напряжением, – признался председатель Комиссии по градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. – Видимо, сделали свое дело встречи с жителями, фундаменты домов которых и прежде не раз страдали по вине строителей. И в то же время понимаю: деваться нам некуда. Под землю надо идти. Но как бы сделать так, чтобы эта дорога была решением существующих в городе проблем, а не привела к созданию новых.
   Один из путей к этому – закон, гарантирующий жителям, что при строительстве подземных сооружений переселение в другой район города никому не грозит. Дело в том, что земляные работы в сложившейся застройке вызывают наибольшее число жалоб и тревог жителей. Боязнь переселения в другие районы среди них – основная.
   Другой путь – это культура и качество подземного строительства. Должно быть исключено ведение работ открытым способом, когда роются огромные котлованы, зачастую с ущербом для зеленых насаждений и большими неудобствами для горожан. Тот же парижский опыт показывает, что подземные паркинги можно строить под жилыми домами, даже не расселяя людей.
   Москва так и поступает. В Центральном округе уже нашли три участка, где гаражи под домами построят без выселения жильцов. Считают, что они даже не почувствуют, что будет происходить под ними, хотя их обязательно проинформируют о предстоящих работах.
  
   КСТАТИ
   Когда не выполняются предварительные подземные работы, скажем, из-за экономии средств, потом приходится смиряться с гораздо более серьезными затратами. В принятии решения о сносе гостиницы «Москва» значительную роль сыграло именно отсутствие паркингов и технических зон под ней.
  
   По результатам рассмотрения на правительстве в список намечаемых к строительству крупных подземных сооружений включены многофункциональные (торгово-развлекательные, культурно-досуговые) центры под Крымским валом, Новым Арбатом, проспектом Академика Сахарова, на Золотом острове, на ВВЦ, под площадями Воскресенской (между гостиницами «Метрополь» и «Москва»), Старой, Тургеневской, Сухаревской, Павелецкой, Яузских Ворот, Триумфальной.
   Будут освоены подземные пространства рядом со станциями метро «Сокол», «Петровско-Разумовская», «Рижская», «ВДНХ», «Шоссе Энтузиастов», «Текстильщики», «Варшавская», «Нагатинская» и «Сокольники», а также у железнодорожных станций в черте мегаполиса – Москворечье, Кунцево, Тестовская.
  
Канадский Монреаль – настоящий двухъярусный город. А еще его можно назвать всепогодным. Солнышко – гуляй на открытом воздухе, снег и ветер – спустись вниз и продолжай путь в самых комфортных условиях. Здесь можно провести полдня или того больше, забыв, что находишься под землей, – делать покупки, зайти в банк, посидеть в кафе, покатать шары в боулинге, посмотреть кино, полистать новые журналы в библиотеке, заглянуть в интернет-клуб. Даже в январе на подземных «дублерах» монреальских улиц можно встретить по-летнему одетых людей. Зачем пальто или теплая куртка, если до магазина можно дойти, не поднимаясь на поверхность?
Источник: "Вечерняя Москва"