23 марта с десяток молодых людей из движений "Оборона" и "Либеральная держава" собрались в сквере на Пушкинской площади с плакатами "За пиво рядом с домом" и "Километр до магазина по -30 С, imagine it now" (приведенную английскую фразу можно перевести как "представьте это сейчас". - Прим. ред.).

Цель митингующих состояла в том, чтобы привлечь внимание москвичей к проблеме, о которой большинство столичных жителей пока даже не подозревают: через несколько лет в городе может не остаться ни одного ларька.

Сейчас в Москве около десяти тысяч торговых палаток. В принятой столичным правительством программе развития потребительского рынка, рассчитанной на 2007-2009 годы, говорится, что "общее количество объектов мелкорозничной торговли в городе по-прежнему избыточно". Трудно сказать, чем руководствовались разработчики данного документа, делая такой вывод, но, рассуждая с позиций рядового москвича и руководствуясь при этом элементарной логикой, согласиться с ними трудно. Ведь если ларьки существуют в указанном количестве, значит, они окупаются и, следовательно, людям нужны.

"На три просьбы сохранить ларьки мы получаем 15 просьб их убрать", - сообщил "МН" начальник управления городских мероприятий и мелкорозничной сети Департамента потребительского рынка и услуг Евгений Митягин. Тем не менее есть основания сомневаться в том, что эти цифры отображают реальное количественное соотношение сторонников и противников торговых палаток. Ведь большинство москвичей, по-видимому, даже не догадываются, что киоски нуждаются в защите...

Так или иначе, согласно той же городской программе развития потребрынка, число палаток на столичных улицах предполагается постепенно сокращать - на 20% ежегодно. Первая "порция" ларьков, таким образом, исчезнет уже в этом году, а через пять лет, если все пойдет по плану, их не останется вовсе. Правда, газетным киоскам и цветочным ларькам жизнь решено сохранить.

Магазины - хорошо, но...

По замыслам столичной администрации, потребность в торговых палатках исчезнет после повсеместного распространения магазинов шаговой доступности. На конец 2006 года объектов такого рода в Москве было 2577, в том числе 609 продовольственных и 564 смешанного типа (остальные представляют собой хозмаги и пункты общепита). В этом году будет открыто еще около 1500 "магазинов за углом". Показатели вроде бы неплохие, но...

По действующим нормам, "шаговая доступность" предполагает расстояние вплоть до полукилометра. А километровая прогулка за продуктами и обратно, для пожилого, скажем, человека, может быть весьма утомительной. Особенно зимой в мороз, когда под ногами снег и лед, и даже гранитная крошка не всегда может предотвратить падение и, не дай бог, травму. Ставить магазины ближе друг к другу попросту нерентабельно. Вот тут-то и приходят на помощь небольшие палатки. Другая привлекательная особенность ларьков состоит в том, что многие из них работают допоздна или вообще круглосуточно. И, наконец, овощи и фрукты в палатках зачастую свежее, а подчас и дешевле магазинных.

"Ларьки были временной мерой, пора переходить на другой уровень торговли", - считает Евгений Митягин. Действительно, в перестроечные времена кооперативные киоски стали первой альтернативой государственной торговле. В последние годы количество частных магазинов росло, а палаток, соответственно, сокращалась. В наши дни последних на московских улицах куда меньше, чем, к примеру, десять лет назад. Но стоит ли искусственно форсировать процесс?

Убрать и не возиться?

Сложно переоценить роль ларьков в развитии малого бизнеса. Недорогая в установке и обслуживании палатка стала отправной точкой в карьере многих предпринимателей. Да и сейчас мало кто из коммерсантов, стартующих "с нуля", может начать свой путь к процветанию с открытия полноценного магазина.

"Проблема в том, что предприниматели так и остаются на уровне ларька. Они не спешат открывать магазины, потому что магазин - это контроль. А уследить за десятком тысяч ларьков сложно. И почему бы тем же бизнесменам не открыть вместо палатки или прицепа-тонара какое-нибудь производство?" - рассуждает г-н Митягин. Так, может быть, городские власти хотят ликвидировать торговые киоски вовсе не по причине их "переизбытка", а именно из-за того, что их трудно контролировать? Если это предположение верно, то, значит, администрация пытается решить собственную проблему за счет горожан.

"Конечно, мы знаем, что в ларьках часто торгуют некачественными товарами, но зачем ампутировать больной палец вместо того, чтобы лечить", - возмущается Александр Ханукаев из "Либеральной державы".

Демонстранты подписали обращение к мэру Юрию Лужкову, его первому заместителю Владимиру Ресину и руководителю Департамента потребительского рынка и услуг Владимиру Малышкову с просьбой ларьки из города не убирать. "Уличные торговые палатки - это удобный сервис", - написано в обращении. Многие москвичи с этим тезисом наверняка согласятся.

Дина Кылова, исполнительный директор Объединения предпринимательских организаций России "Опора":
"Я считаю, что в данной программе не соблюдается баланс интересов между властями города, потребителями и мелкорозничными торговцами. Фактически вместо рыночных механизмов развития потребительского рынка, основанных на потребительских предпочтениях и конкуренции, предлагается директивно выстраивать его структуру. Это будет серьезным ударом по малому бизнесу, ведь мелкорозничная торговля - способ честного и цивилизованного первоначального накопления капитала. А что делать тем, кого город хочет целенаправленно разорить? Данная программа имеет право на существование, только если одновременно будет предложена другая программа - по созданию условий для деятельности тех предпринимателей, которых город таким образом лишает их бизнеса. И вообще, не стоит форсировать модернизацию этого сегмента рынка. Если ларечная торговля будет не востребована потребителями, то она отомрет сама".
Источник: "Московские новости"