Кто в нашем районе не знает дом № 10 на Житной! Видный ото всюду, огромный, семиэтажный, он начал строиться для сотрудников и рабочих завода имени Ильича еще накануне войны, которая надолго прервала работы. Полностью дом был заселен лишь в 1947-м. По тогдашней официальной моде фасад получил богатое убранство в виде лепных украшений, фигурных балконов, сложных карнизов и прочих «архитектурных излишеств». Тем не менее, он имел вид, хотя и внушительный, но скучноватый и уж совсем не элегантный. И вот летом 2011-го здание оделось в строительные леса. Оно оказалось в списке из нескольких десятков первоочередных объектов на основных магистралях столицы, подлежащих ремонту фасадов в соответствии с программой правительства Москвы, принятой в апреле этого года. Работы велись по новому проекту с применением современных технологий.

ZHitnaia_10На днях отреставрированный фасад открылся на всеобщее обозрение. Тот, кто давно не видел дом, с трудом узнает его. Грузноватая аморфная махина превратилась в подобие изысканного итальянского палаццо эпохи Возрождения. Преображение совершилось без всяких капитальных перестроек. Фасад прежде монотонный, просто умело покрасили в два тона. Нижние этажи с архитектурным рустом покрыли более темной охрой, подчеркнув тем самым монумен­тальность основания постройки. Тем же тоном выявили декоративные детали фасада и карниз. Стены же верхних этажей теперь более светлые, что зрительно облегчает их. После перекраски дом предстал таким, каким замыслили его создатели. Они явно исповедовали теорию «архитектурного организма», разработанную К.В. Жолтовским. Знаменитый зодчий блестяще реализовал ее в другом якиманском жилом доме № 11 на Ленинском проспекте. Теперь у хрестоматийного здания нашелся скромный брат неподалеку – на Житной, 10.

Цвет в архитектуре способен творить чудеса. При беглом взгляде на дом 3/9 на Б. Полянка кажется, что фасад покрыт «бриллиантовым» рустом – рельефной облицовкой из ровно ограненных камней. На самом же деле стены совер­шенно плоские. Иллюзию создают умело окрашенные «под рельеф» плитки. Дом этот, построенный еще в 1939 г. А. Буровым и Б. Блохиным, один из первенцев крупноблочного домостроения. Но как далек он от позднейших унылых хрущеб!

Совсем по-другому, чем сейчас, мог выглядеть Дом на набережной, если бы осуществился первоначальный замысел зодчего Бориса Иофана обработать стены розовой гранитной крошкой в тон Кремля, что сочли тогда ненужной роскошью. Была отвергнута, и идея добавить в штукатурку желтого подольского песка – побоялись, что гарь из труб соседней электростанции закоптит фасады. В конце концов, дом стал не розовым, не желтым, а темно-серым. Это лишь усилило архитектурный образ мрачной и неприступной цитадели власти. Только в 1990-х здание несколько высветлили, смягчив его суровую физиономию.

Цвет формирует образы, и он же может их искажать. Так получилось, к примеру, с Бахрушинским домом бесплатных квартир на Софийской набережной, 26, где ныне разместился офис «Роснефти». Академик архитектуры Ф.О. Богданович-Дворжецкий строил его в 1900-1903 гг. по заказу братьев Бахрушиных, как некий храм благотворительности – сдержанно-монументальный, строгий и торжественный, достойный места напротив Кремля. В наше же дни здание выкрасили в лег­комысленный светло салатовый цвет. И благородный пафос исчез...

Подобных случаев на Якиманке немало. К счастью, такие огрехи исправить нетрудно. Доказательство тому удача на Житной, 10.

Борис Арсеньев, Якиманка.ру