На прошлой неделе в интернете появилось открытое письмо в адрес министра культуры РФ Александра Авдеева, администрации президента и Генпрокуратуры, в котором рассказывается о многочисленных фактах злоупотреблений со стороны директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой. После того, как Авдеев вступился за руководство Третьяковки, текст был удален.

Письмо появилось в блоге, озаглавленном "Официальный журнал сотрудников Государственной Третьяковской галереи". В разделе "личная информация" говорится, что он был создан 10 марта, чтобы публиковать "скандальные факты о коррупции в Третьяковской галерее, размеры хищений государственных средств и необъяснимые исчезновения картин".

Авторы утверждали, что Третьяковская галерея собирается перейти в статус автономной некоммерческой организации с наивысшей степенью коммерческой свободы. Руководство музея, ссылаясь на избыток произведений искусства в коллекции, якобы передаст их часть в руки частных владельцев, говорится в послании.

Кроме того, анонимные составители заявили, что на ключевые должности назначаются родственники Лебедевой, которые получают гораздо больше, чем другие музейные работники. Кроме того, на работу в Третьяковку принимаются бывшие сотрудники мэрии и муниципалитетов Москвы. В письме говорилось, что "избранные" из окружения гендиректора якобы получили огромные премии за счет средств, выделенных в конце 2010 года Министерством культуры на зарплату сотрудникам Третьяковки.

По словам разоблачителей, сама Лебедева незаконно проживает в служебной квартире в Лаврушинском переулке, за которую платит галерея. В письме также содержались обвинения в адрес сотрудников, которые якобы организовали коррупционную схему на строительстве и реставрации выставочных площадей. Также утверждалось, что отчеты, отправляемые музеем в Минкульт, – "сплошная фикция". Отдельная жалоба в прокуратуру Москвы подана по факту просмотра личной корреспонденции сотрудников, отмечалось в письме.

Министр культуры Александр Авдеев назвал обвинения в адрес руководства Третьяковки беспочвенными. "Ирина Лебедева — прекрасный, компетентный руководитель и мужественная женщина. В Третьяковской галерее при предыдущем директоре хозяйство было предельно запущено. Лебедева за короткий период расчистила все завалы, в том числе и финансовые, сделала деятельность музея прозрачной", – цитирует министра PИА "Новости".

По его словам, в Третьяковке неоднократно проводились проверки, в том числе и финансовые, и никаких нарушений обнаружено не было. "Я категорически против беспочвенных инсинуаций, распространяемых недобросовестными людьми из некорректных, неэтичных побуждений", — заявил Авдеев. Ирина Лебедева в беседе с "Коммерсантом" заявила, что написать анонимное послание мог "кто угодно", и отказалась комментировать "все глупости, которые там написаны".

Работников Третьяковской галереи письмо тоже возмутило. "Это означает, что наш коллектив выглядит как кучка непрофессиональных обиженных, которые могут решать свои проблемы только лишь таким отвратительным способом – стряпая анонимные письма", – прокомментировал "Московскому комсомольцу" один из научных сотрудников.

Научный сотрудник отдела древнерусского искусства Левон Нерсесян, проработавший в Третьяковке более двух десятков лет, написал в своем блоге, что Лебедева "сделала абсолютно все, что должен был на ее месте сделать компетентный и заинтересованный руководитель, – и у меня к ней нет и не может быть ни единой претензии". В блоге, опубликовавшем анонимный донос, в понедельник появилась следующая запись: "Поскольку письмо дошло до адресата оно удаляется из журнала. Надеемся, что наше мнение позволит улучшить работу, а также сохранить и преумножить фонды одного из величайших музеев страны" (орфография и пунктуация сохранены).

В 2008 году Россвязьохранкультура выяснила, что специалисты Третьяковской галереи выдали по крайней мере сто недостоверных результатов экспертизы по произведениям искусства, в том числе оказавшимся фальшивыми. Тогда музей возглавлял еще Валентин Родионов.