С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс, принятый Госдумой и утвержденный тогдашним президентом В.В. Путиным, хотя еще в процессе обсуждения законопроекта Гринпис называл этот кодекс «преступным». Именно принятие кодекса (наряду с погодой и привычным российским раздолбайством) определило катастрофическую ситуацию с пожарами в этом году. «Новая» расскажет, к каким последствиям привело принятие кодекса, а также о том, кто и как его принимал. Общество должно знать виновников поименно.

Пока же Владимир Путин предложил переподчинить Рослесхоз от Министерства сельского хозяйства правительству, то есть себе. Забыл, видимо, что ровно десять лет назад, когда он только стал президентом, лесное ведомство как раз таки лишилось самостоятельности и фактически было уничтожено как функциональная структурная единица. Зато начались отраслевые реформы, которые, собственно, и увенчало принятие ЛК.

К чему привел кодекс

Лес был превращен в движимое имущество, не требующее регистрации прав на него. Данным имуществом собственник распоряжается полностью по своему усмотрению, контроль за движимым имуществом со стороны общества и государства невозможен. Сами лесные земли стали недвижимым имуществом, находящимся в гражданском обороте. Никаких ограничений прав собственника относительно лесных земель Лесным и Земельным кодексами не установлено. Так же бесконтрольно могут продаваться и леса отдельно от земли. Животный и растительный мир при продаже леса на сруб не защищен никакими нормами лесного, земельного или гражданского законодательства.

С введением в силу Лесного кодекса были ликвидированы лесхозы, упразднена Единая федеральная пожарная служба, занимающаяся лесом, уничтожена Авиалесоохрана. 170 тысяч человек остались без работы (иногда это были целые династии лесников), а функция охраны и защиты леса была возложена Лесным кодексом на коммерческих пользователей. В результате уже в начале 2008 года пожаров в стране стало в 41 раз больше (3259), чем за аналогичный период 2007 года, а площадь, поврежденная огнем, выросла в 547 раз. На какие порядки возрастут эти цифры по итогам 2010 года, не хочется и думать…

Катастрофа лета-2010 - не только экологическая. Она будет иметь долгосрочные социальные и, видимо, политические последствия. Всему миру наглядно продемонстрировано, в какую антиутопию загоняет страну экономическая стратегия, основанная на идее отказа государства от обязательств перед своими гражданами, голоса которых власть не желает слышать категорически, перед окружающей средой, которая тоже не более чем имущество, то ли движимое, то ли недвижимое. В этой схеме государство оставляет себе только любимую «вертикаль» и монетаристские упражнения.

Эта политика, силящаяся выглядеть прагматичной, на самом деле авантюрна. За ней четко прорисовывается психологическая установка: «После нас хоть потоп». Те, кто живет по этому принципу, никак не могут взять в толк, что бывают вещи и похуже потопа и что «час Х» может настать не «после них», а гораздо раньше.

Кто и как его принимал

Точный состав авторов новой редакции Лесного кодекса, вступившей в силу в 2007 году, неизвестен, но есть лица, на которых лежит публичная ответственность за разработку проекта нового кодекса и за его принятие.

ЛК выплыл из стен Минэкономразвития, когда им руководил еще Герман ГРЕФ. За разработку проекта нового Лесного кодекса, который был впоследствии внесен в Госдуму, отвечал заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Всеволод ГАВРИЛОВ.

В Госдуме ответственным за подготовку новой редакции ЛК был Комитет по природным ресурсам и природопользованию и лично его тогдашний председатель Наталья КОМАРОВА (фракция «Единая Россия»). Она руководила доработкой проекта, принимала или отклоняла конкретные варианты поправок, технические исправления и внесла законопроект, который стал Федеральным законом №217-ФЗ. Комарову можно считать основным публичным автором этого кодекса.

За все законодательство в природно-ресурсной области у нас отвечает Министерство природных ресурсов РФ, а значит, его глава Юрий ТРУТНЕВ. Министерство не указало на ошибки и недоработки проекта нового ЛК и не увидело возможных последствий его принятия.

Герман Греф, в свою очередь, не сформировал группу разработчиков, которая смогла бы довести до ума документ.

Председатель правительства РФ Михаил ФРАДКОВ внес проект нового ЛК в Госдуму. Председатель Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ и председатель Совета Федерации Сергей Миронов (всегда выступал против новой редакции ЛК) не организовали полноценного рассмотрения новой редакции проекта, и множество ее недостатков остались просто незамеченными депутатами и сенаторами.

А президент РФ Владимир ПУТИН со всем согласился и подписал новый Лесной кодекс и оба закона, касающиеся его введения в действие.

Первое чтение состоялось 22 апреля 2005 года. Кодекс прошел в основном голосами «Единой России». КПРФ и «Родина» голосовали «против». Второе чтение состоялось 1 ноября 2006 года, третье - 8 ноября 2006-го. В третьем, итоговом чтении «за» проголосавали 358 депутатов, «против» - 74, один - воздержался. «Единая Россия» проголосовала единогласно.

Источник: "НОВАЯ ГАЗЕТА" - Ольга Осипова, Александр Никитин