Сейчас многие задаются вопросом: почему же Сергей Собянин так жестко отбивается от любого намека на реальную конкуренцию на выборах Мосгордумы? Под смехотворными предлогами не допускает оппозиционных кандидатов к выборам, устраивает показательную брутальную зачистку уличных протестов против регистрационного беспредела избиркомов. Ну казалось бы, допустите конкуренцию хотя бы в нескольких округах, дайте избраться хотя бы нескольким депутатам из 45. В чем логика такого упорного сопротивления? Она не видна лишь невооруженным взглядом. Тем, кто знает московскую управленческую кухню, ситуация напоминает до боли знакомую фразу из старой советской комедии: «Что нас может спасти от ревизии? От ревизии нас может спасти только кража!» 

Избрание в Мосгордуму хотя бы нескольких грамотных неподотчетных Собянину депутатов грозит ему полномасштабной ревизионной катастрофой, наружу выйдут все неприглядные стороны трансформации столицы при действующем мэре. Это сейчас Собянин окружен кордоном из послушных прикормленных СМИ, полностью подконтрольных городских депутатов и прочих подпевал. А теперь только представьте, что ему в стенах городского парламента будут ежедневно задавать простые вопросы:

— Почему при почти трехтриллионном бюджете, почти равном оборонному бюджету страны, Москва сокращает расходы на здравоохранение?

— Почему при таких финансовых возможностях работники бюджетной сферы получают скромные зарплаты, а москвичей усиленно выталкивают в платные образование и медицину?

— Почему на благоустройство города тратится намного больше денег, чем на здравоохранение?

— Почему триллионные расходы на транспортную систему за 10 лет не привели к кардинальным сдвигам в решении транспортной проблемы в городе?

— Почему в Москве самое высокое социальное расслоение в стране?

— Почему столица, стабильно входящая в топ-5 субъектов Федерации по загрязненности окружающей среды, сократила расходы на охрану природы почти до нуля и активно занимается уничтожением оставшейся природы и облегчает правила захвата земель парков и лесов под застройку?

— Почему в Москве доля расходов домохозяйств на оплату услуг коммунальных монополий с 2010 года выросла на треть?

— Кому и зачем был нужен разгром малого бизнеса в столице, в результате которого численность занятых в малом предпринимательстве в Москве заметно сократилась?

— Почему, несмотря на 10 лет обещаний, в столице так и не принят новый Генплан развития города — действует лужковский закон о Генплане 2010 года, в Москве свирепствует хаотическая застройка, а обещания о прекращении застройки центра так и остались словами?

— Почему за годы правления Собянина Москва окончательно стала городом привилегированного класса, под который теперь перегорожена половина исторического центра, а декларации о выселении чиновников из столицы так и остались на бумаге?

Вопросов можно задать еще много, но основной — почему столичные власти не волнует ничего, кроме создания из города некоего помпезного фасада? Реальная повседневная жизнь москвичей при этом становится все труднее, невзирая на невероятные по масштабам городские бюджеты, а Москва все стремительнее становится городом для чиновников и олигархов, где обычные горожане не имеют никакого права голоса.


Избрание в Мосгордуму хотя бы нескольких грамотных неподотчетных Собянину депутатов грозит ему ревизионной катастрофой


Давайте пройдемся по фактам.

Транспорт

Нет, при Собянине что-то строилось — развязки, хорды, станции метро. Но! Это все совершенно не соответствует огромным тратам города на транспортные цели, результата которых в целом в городе никак не заметно. Знаете сколько Москва тратит на транспорт (без дорожного хозяйства) в процентах от общих транспортных расходов консолидированного бюджета России? 50%. Расходы всей России на транспорт — 800 млрд рублей в 2018 году (по данным Федерального казначейства), из которых 400 млрд рублей — это Москва. С учетом дорожного хозяйства Москва тратит 23% от всей страны (550 млрд из 2,4 трлн рублей). Метро строится только в Москве. Лишь с 2014 года московские расходы на транспортную сферу увеличились на треть.

Улучшилось ли что-то кардинально за 10 лет после таких трат? Достаточно просто погуглить «Пробки в Москве 10 баллов», чтобы понять, что это регулярное явление в столице за исключением отпускных сезонов (лето, новогодние и майские праздники). В различных мировых рейтингах перегруженности трафика Москва неизменно в топе, несмотря на все десятилетние потуги команды Собянина. В качестве постоянного пользователя «комфортного общественного транспорта», усиленно рекламируемого мэрией как альтернативы автомобилю, могу засвидетельствовать: я специально планирую свои поездки на общественном транспорте таким образом, чтобы старательно избегать часа пик, так как давка в метро в это время невообразимая.

 

Вся дискуссия о транспортной политике в Москве сейчас свелась к травле автомобилистов и обсуждению на полном серьезе вопроса о том, что якобы ключом к решению проблемы являются платные парковки в спальных районах. При этом даже войну с личным автотранспортом Собянин проиграл: по данным Росстата, с 2010 года обеспеченность москвичей легковыми автомобилями на 1000 человек населения выросла на 10%.

Социальная сфера

Социалка при Собянине превратилась в главную «золушку» для городских властей. Совокупные расходы на медицину и образование еще в 2014 году составляли 30,1% от общих расходов городского бюджета, в этом году — всего 20,6%. Детские сады перегружены, стандарты дошкольного образования и квалификация воспитателей уж точно не соответствуют вызовам XXI века. Расходы Москвы на дошкольное образование сейчас — в районе 80 млрд рублей в год при городском бюджете выше 2,7 трлн (3% — при том, что остальные города-миллионники в России тратят на дошкольное образование, как правило, более 20% своего бюджета). Зарплаты воспитателей мизерные, что там говорить.

Варварская «оптимизация» московской медицины, сокращение медучреждений и врачей привели к тому, что доступ на прием к врачу-специалисту в городе неожиданно и впервые в истории превратился в огромную проблему. В особенности это болезненно, например, для людей с инвалидностью, которым приходится периодически ее подтверждать и ждать приема иногда месяцами (знаю массу конкретных историй на примере Юго-Запада столицы, где я живу). В 2020–2021 годах планируется снизить расходы бюджета Москвы на здравоохранение 30 млрд рублей. В это трудно поверить, но вся информация об этом содержится на официальном портале мэрии «Открытый бюджет Москвы».

При этом за насильственным выталкиванием москвичей в сферу платной медицины явно стоят личные интересы чиновников — например, заместителя мэра Москвы по вопросам здравоохранения Леонида Печатникова, который руководил московским здравоохранением в 2010–2018 годах. Печатников — выходец из Европейского медицинского центра (ЕМС), одной из крупнейших и самой дорогой сети частных клиник России, а также был совладельцем ЕМС. Печатников не только был идеологом собянинской «оптимизации» медицины, но был не чужд и протекции своим коллегам при расходовании средств городского бюджета на здравоохранение, его на этом открыто ловили за руку.

Чем же так не угодила столичным властям соцсфера? Напрашивается ответ: сложнее заложить в нее столько «откатов», сколько они получают на благоустройстве, любимом детище Собянина. На него в 2019 году потратят рекордные 270 млрд рублей (это на 20% больше, чем на городское здравоохранение). В отличие от золушки-медицины, столичные расходы на благоустройство в последние годы бурно росли: с 2014 года они более чем удвоились —  с 128 до 270 млрд рублей, а их доля в расходах столичного бюджета выросла с 8% до 10%. Мэрия явно больше любит перекладывать плитку и бордюры, чем развивать столичную медицину.

 

Владимир Милов

 

Полный текст:

https://theins.ru/opinions/vladimir-milov/166359?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com