10 июня в ЦДХ должен был состояться концерт в поддержку музыкального критика Артемия Троицкого, на которого заведены четыре уголовных дела. И когда уже были определены участники, распечатаны анонсы и мероприятие получило широкую огласку, директор ЦДХ Василий Бычков неожиданно его отменил. Как он объяснил Slon.ru, сделано это было после звонков из «некоторых организаций».

Василий, вы отменили концерт, сославшись на то, что ЦДХ пытаются превратить в Триумфальную площадь. Почему такие ассоциации?
– Это не я ассоциирую концерт с Триумфальной площадью, а в разных учреждениях, организациях трактуют это как митинг и так далее.

Вы имеете в виду какие организации?
– Разные есть. Я-то как раз предполагал, что это будет просто концерт музыкальный.

Ну, вы же понимали, что это концерт в поддержку Троицкого, то есть в нем изначально есть протестный контекст.
– Ну и что? Никаких там манифестаций,митингов, политических выступлений даже и не предполагалось.

Что вы подразумеваете под политическими выступлениями? Кто именно вызвал в этих организациях, о которых вы говорите, такое раздражение?
– Я не знаю, я плохо разбираюсь в группах, я знаю Шевчука Юрия, я знаю, что он достаточно резко выступал, но мы обсуждали с Артемом и договорились, что не будет манифестации. Собственно, никогда в ЦДХ ничего такого радикально-политического не было, и все, кто за многие годы здесь делал какие-то художественные проекты, не подставлял нашу художественную площадку, не ставил ее в неудобное положение. Все понимают, что это нейтральная территория культуры, и все были очень аккуратны.

Но если по поводу Шевчука договорились, в чем тогда проблема?
– Я не с Шевчуком лично договаривался, а с Артемом, что будет музыкальный концерт в продолжение традиции проведения здесь в эти дни музыкальной программы под его кураторством. Решили вот такую традицию сохранить. Просто в этом году Артем делает «Степного волка» в Питере, потому что у нас на этот раз нет средств, чтобы это здесь организовать. И вот вместо этого решили здесь провести концерт, который организаторы предложили сделать в поддержку Артема, у которого сейчас тяжелое время, – как известно, суд.

Ну так, значит, договорились с Артемом, что обойдется без политики, и вдруг, в последний момент.
– Ну, я же все это уже везде говорил... У нас массовые мероприятия проходят постоянно и они контролируются разными организациями, мне звонят и из ФСБ там, и чуть ли не наркоконтроль, и так далее, выясняют что у нас будет происходить. Ну и в этот раз стали из разных организаций звонить, выяснять, что у вас там такое.

В том числе из ФСБ?
– Ну, в данном случае нет, но звонили из разных организаций.

Ну так, может быть, назвать эти организации?
– Что вы, следователи? Это наше внутреннее дело.

Но людям-то интересно.
– Ну вот, людям интересно...Это непростые вещи...

А помните, была история, когда ЦДХ хотели закрывать, шла борьба, и тогда огромное количество людей вас поддержали. Вам не кажется, что они теперь почувствуют себя преданными?
– Вы как-то пытаетесь все перевернуть, извратить. Я именно поэтому и хотел сделать этот концерт в поддержку Артема, в том числе поэтому. Но так как это в некоторых кругах позиционируется как некая манифестация, я не могу лично принять такое решение. Я не хозяин ЦДХ, тут 12 международных организаций.

Так это они решили или вы?
– Нет, решение принял я, но на основании коллегиального решения. Мы не можем втягивать в наши внутриполитические дела международные организации.

Значит, когда защищали ЦДХ, вы манифестаций и втягивания не боялись, а теперь...
– Ну понятно, что, когда защищали ЦДХ, эти международные организации были солидарны с тем, что надо его защищать...

А Троицкого уже не хотят защищать?
– Что значит не хотят? – это сложный вопрос, многие считают, что это давление на суд.

А как сам Троицкий отнесся к отмене концерта?
– Ну Артему жалко, конечно, что все срывается, мы по-прежнему пытаемся согласовать, чтобы все это происходило, может быть, еще и все получится...

Перенесется на другую дату?
– Нет, дата прежней останется, просто либо это здесь будет, либо перенесется на другое место.

То есть Троицкий не в обиде?
– На меня?

Да.
– За что? За то, что я хотел устроить этот концерт?

Нет, за то, что вы его отменили.
– Был вынужден отменить по некоторым объективным или, наоборот, субъективным обстоятельствам.

Источник: Slon.ru,  Роман Доброхотов