Творческий путь Фешина пришелся на первую половину ХХ столетия, времени, ломавшего устоявшиеся традиции, законы и нормы искусства. В хаосе социальных и художественных революций Фешин никогда не терял собственного лица.

Ученик великого И.Е.Репина, Н.И.Фешин как художник сформировался в начале двадцатого столетия, Серебряного века русского искусства, и в своем творчестве соединил век девятнадцатый с двадцатым. В фундаментальные принципы академического и реалистического искусства художник привносил импульсы разнообразных стилевых направлений – от импрессионизма и модерна до экспрессионизма – и свой эмоциональный, взрывной творческий темперамент.

Талант Фешина универсален: блестящий живописец, непревзойденный мастер рисунка углем, великолепный резчик по дереву, скульптор, имел опыт работы в театрально-декорационном искусстве и архитектуре. Фешин одинаково свободен и в создании большеформатных многофигурных жанровых композиций, и изящных миниатюр, у него свой подход к пейзажу и натюрморту, эффектна его техника в жанре ню, но в первую очередь Фешин выдающийся портретист.

Искусство Николая Фешина принадлежит той линии искусства рубежа XIX–XX веков, которую представляет творчество Валентина Серова, Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Джона Сингера Сарджента (США), Георга Брейтнера (Голландия), Андреаса Цорна (Швеция), художников круга Мюнхенского и Берлинского Сецессионов (Ловис Коринт, Макс Либерман). В Соединенных Штатах американский период творчества Фешина ставят в контекст искусства Юго-Запада, в первую очередь, – известной Таосской художественной колонии.

Формирование Фешина-художника произошло в годы его учебы в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1901–1909). Здесь были написаны «Дама в лиловом» (1908, Русский музей) и «Черемисская свадьба» (1908, Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Козьмодемьянск) – этапные произведения, которые принесли ему международную известность.

Особое значение в жизни и творчестве Фешина занял его родной город Казань. Здесь прошла жизнь Фешина до 1923 года, когда он навсегда покинул Россию. В созданных в этот период выдающихся работах (портрете Нины Белькович (1910, галерея «Наши художники», Москва), Н.М.Сапожниковой (1916, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), М-lle Жирмонд (1917, частная коллекция, США) проявилась индивидуальность художника – в переплетении живописного и графического, манерного и простого, изящного и грубоватого.

Затерянный в горах штата Нью-Мексико (США) Таос стал для Фешина вторым родным городом. На выставке воссоздан образа дома в Таосе, построенного художником по собственному проекту, что позволяет показать Фешина не только как живописца, но и как архитектора, скульптора и мастера декоративно-прикладного искусства.

В США необыкновенный творческий взлет Фешин пережил также живя в Нью-Йорке, мегаполисе стремительных ритмов, неограниченных возможностей и свободы. Здесь он написал портреты известных русских эмигрантов: драматурга и режиссера Н.Евреинова, балерины Веры Фокиной, певицы Е.Хатаевой, художника Д.Бурлюка.

Первая совместная русско-американская выставка произведений Николая Ивановича Фешина проходила в Казани и Ленинграде в 1976 году. Настоящая выставка представляет лучшие работы художника из семи российских и шести американских музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Государственный Русский музей, Чувашский государственный художественный музей, Художественный музей Фрай в Сиэтле, Художественный музей Нью-Мексико в Санта-Фе, а также произведения из корпоративных и частных коллекций России и США.

На выставке в Третьяковской галерее зрителям будет впервые представлена одна из знаковых работ художника американского периода – «Портрет гравера. У.Дж. Уоттса» (1924. Частное собрание, Москва), за которую Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи на выставке в Национальной Академии Дизайна в 1924 году. Это произведение с 1924 года находилось в частных собраниях, и его местонахождение до последнего времени было не известно специалистам.

Инициатором проведения масштабного выставочного проекта выступило Министерство культуры Республики Татарстан, поддержку оказало Министерство культуры Российской Федерации, также поддержали проект Посольство США в Москве и американский Фонд международного искусства и образования. В разном составе проект в России экспонируется на трех музейных площадках: Казань, Санкт-Петербург, Москва.

Выставка открыта с 23 мая по 29 июля 2012