Станция метро «Калужская»* (ныне «Октябрьская»), названная так по близлежавшей Б. Калужской улице (ныне Ленинский проспект) была открыта 1 января 1950 г. «Октябрьская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 м) с тремя сводами. Проектировал станцию архитектор Леонид Михайлович Поляков (1906-1965). Яркий представитель ленинградской школы он основные свои произведения создал для Москвы, куда переехал для участия в строительстве Дворца Советов в группе Иофана, Гельфрейха и Щуко. Поляков построил жилые дома на Арбате, 25 и Спиридоновке, 22. Успел поработать и для московского метро: заканчивал после кончины своего учителя И. А. Фомина станцию «Красные ворота», проектировал «Курскую»-радиальную.
Леонид Михайлович был знатоком архитектурной классики и умело претворял ее образы и приемы в своем творчестве. Пример тому - станция «Октябрьская»-кольцевая. По замыслу зодчего она должна была стать архитектурным гимном Победе. Л. Поляков обратился к наследию ампира первой трети XIX в., в котором тема воинской доблести звучала особенно убедительно. Позднеклассическая образность и символика послужили зодчему в выражении патриотической преемственности двух победоносных Отечественных войн - 1812-го и 1941-1945 гг.
Здание наземного вестибюля «Октябрьская» напоминает ампирный храм-мавзолей, вплоть до схожести полукруглого выступа эскалаторного зала с церковной алтарной апсидой. Главный фасад, обращенный на площадь, решен в виде триумфальной арки. Традиционные для позднего классицизма фигуры Славы принимают здесь вид советских воинов-фанфаристов, мужнины и женщины, в развивающихся словно туники плащ-палатках. Автор барельефов и скульптурного убранства станции - Г. И. Мотовилов.
Перед фасадом вестибюля установлены светильники в виде колонн, перевитых венками. Внутреннее пространство здания также заставляет вспомнить о храме. И здесь - барельефы женщин-воинов с фанфарами и венками. Монументальный объем наземного вестибюля некогда доминировал над западной частью Калужской (Октябрьской) площади. Ныне он встроен в массив гостиницы «Варшава» и прилегающего здания и утратил свое градостроительное значение.
В подземном станционном зале «Октябрьская» ампирная стилистика достигает кульминации. Торжественный строй могучих светло мраморных пилонов, украшенных светильниками-факелами и венками, своды, покрытые скульптурными барельефами, на которых воины Великой Отечественной предстают в облике античных героев. В торце зала за красивой решеткой - арочная ниша с изображением голубого неба - символ долгожданного мира.
Архитектура станции ярко отразила идеалы и вкусы времени. Не случайно руководитель проекта Л. М. Поляков получил за нее Cталинскую премию. В числе создателей станции также инженеры-конструкторы Б.М. Прикот и В.И. Дмитриев.
В 2010 году метровокзал пережил серьезную реконструкцию. Из нее он вышел помолодевшим, но с досадными потерями. Прежде всего иным стало освещение. Теплый торжественный полумрак храма сменился безжизненным белым светом супермаркета. Смазан главный архитектурный эффект подземного зала – контраст приглушенного колорита основного пространства и сияния ниши-«алтаря» в торце. Глянец восторжествовал над духом. На станции полностью заменили эскалаторы. Вместо оригинальных, с изящными торшерами, смонтировали новые в другой цветовой гамме с безликими стандартными светильниками, совсем не вписывающиеся в общий ансамбль «Октябрьской». А ведь станция - памятник истории и культуры, имеющий охранный статус!
«Калужская» была переименована в «Октябрьскую» 6 мая 1961 г. по названию площади. Впоследствии площади вернули историческое имя, а станция так и осталась «Октябрьской».