- Антон Львович, в чем суть нового порядка расчетов за коммунальные ресурсы. Что это значит для потребителя?
- Теперь мы будем по отдельности платить за то, что расходуем на личные и на общедомовые нужды. Т.е. в ежемесячном счете потребление тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды будет отображено двумя строчками, и в каждой будет стоять своя цифра.

- Но в сумме эти цифры будут давать то же, что было раньше?
- Это хороший вопрос, но дать на него однозначный ответ невозможно. Например, в России каждая квартира (или частный дом) оборудована индивидуальным электросчетчиком. У многих есть также водосчетчики. За свет и воду мы платим в соответствии с показаниями этих приборов.
Если вы уехали в отпуск или на дачу и не включали электроприборы и не пользовались водой, то ничего и не платите. Однако в доме продолжают работать лифты, на лестницах горит свет, чем и пользуется, в том числе и ваша тетушка, приезжающая два раза в неделю полить цветы и проверить, все ли в порядке. Кто за это платит? Учитывается ли это при утверждении тарифов и если учитывается, то как?
Поскольку сейчас все расчеты за коммунальные ресурсы контролируются непосредственно их поставщиками, то только они и могут ответить на эти вопросы. Наши коллеги из коммунального комплекса часто отмечают, что между реальным потреблением многоквартирных домов и тем, что оплачивают собственники жилья, часто есть несоответствие, разница, которую кто-то должен покрывать. У собственников и поставщиков коммунальных услуг постоянно появляются претензии друг к другу, и понять, кто прав в подобных спорах, часто почти невозможно. После разделения потребления и платежей на две части схема оплаты станет более прозрачной, а у потребителей появится больше возможностей для экономии.

- То есть вы считаете, что новая схема расчетов создает предпосылки для экономии?
- Конечно. Вы будете точно знать, сколько вы платите за свое личное потребление и сколько — за общее. Если вторая цифра вдруг начинает расти, то возникает резонный вопрос: почему, который вы можете вынести на общее собрание жильцов, вместе подумать и решить, как можно сэкономить.

- А как можно сэкономить?
- Например, прекратить отапливать улицу. Пройдите зимой по этажам любой многоэтажки, и увидите распахнутые окна на лестничных площадках. В итоге мы топим улицу, и платим за это из своего кармана.
Если оплата за тепло будет разделена, сразу станет заметно, что пошел перерасход, и люди всерьез задумаются, откуда он взялся, как его ликвидировать и кто должен оплатить потери. Соответственно, и отношение к ресурсам, расходуемым на общие нужды, будет иным.

- Вы привели пример с открытыми окнами: это ведет к увеличению расходов на отопление. Но как разделить расходы на отопление квартир и общих помещений? Учет-то ведется только по дому в целом.
- Важный вопрос. По логике, одновременно с разделением платежей нужно вводить поквартирный учет тепла. Этого, кстати, требует и закон 1]. Однако в России, где в жилом фонде преобладают дома с вертикально стояковой разводкой системы отопления, установка традиционных теплосчетчиков, которые врезаются в трубу, обойдется в такую сумму, что никакая экономия не сможет ее покрыть. Теплосчетчик, а стоит он не меньше 8-12 тыс. руб., придется ставить не на квартиру в целом, а на каждый отопительный прибор в отдельности.
Мы предлагаем альтернативное решение. На каждый отопительный прибор крепится цифровой термодатчик, который замеряет температуру поверхности радиатора. С помощью одного такого датчика измерить количество тепла, которое отдает теплоноситель на конкретном приборе, нельзя. Но, установив датчики на всех отопительных приборах во всех, или как минимум в 75%, квартир, мы сможем фиксировать динамику изменения температуры их поверхности в течение месяца. 
Поскольку мощность каждого установленного в доме радиатора известна, то можно с высокой точностью вычислить долю каждого из них в общем объеме потребления. Затем берем общедомовое потребление тепла (по установленному в подвале общему теплосчетчику) и делим его на 2 части: 35% относим на отопление мест общего пользования (лестниц, холлов, подъездов, подвалов и т.д.) и делим эту часть между всеми собственниками пропорционально площади их квартир (как и раньше). А большую часть, т.е. 65%, делим в соответствии с долями, определенными с помощью датчиков на отопительных приборах . Разделение на 35% и 65% рассчитано в соответствии с нормативными требованиями, лежащими в основе проектирования жилых домов.
Так можно реализовать схему поквартирного учета тепла там, где раньше это было невозможно. При этом стоимость системы в пересчете на одну квартиру примерно равна стоимости одного «классического» теплосчетчика.

- А если жильцы меняют отопительные приборы, они должны поставить в известность управляющую компанию?
- Вопрос с работами на системе отопления — больной. Дело в том, что система проектируется целиком на дом, поэтому жильцы не должны самовольно менять мощность и число отопительных приборов в своих квартирах, и их расположение. Меняя их, люди не понимают сути того, что делают. Как правило, ими движет инерция: они привыкли, что в старой «хрущевке», где была «батарея вот такого размера», было холодно, и, переехав в новый «тоже панельный» дом, тут же бросаются ставить себе что-то побольше. При этом никто не учитывает, что теплопроводность панели в современном доме втрое ниже, чем панели в хрущевке, даже при одинаковой толщине, поэтому более мощные отопительные приборы здесь просто не нужны.
Но самое страшное то, что каждый считает себя вправе вмешиваться в работу инженерных систем дома, менять оборудование, руководствуясь собственными соображениями, советами друзей и «умельцев» с интернет-форумов. Не говоря уже о самовольном подключении к системе водяных теплых полов и о переносе отопительных приборов на лоджии, чего делать категорически нельзя ни при каких условиях.
У нас каждый сам себе строитель и проектировщик, но любое вмешательство в работу системы отопления может привести — и приводит — к ее разбалансировке, т.е. возникает ситуация, когда тепло распределяется по дому неравномерно, и кому-то его начинает не хватать. У людей возникают претензии. А предъявлять их надо в первую очередь себе, ведь принцип здесь простой: если сегодня кто-то пострадал от ваших необдуманных действий, то завтра вы сами можете оказаться на его месте. У нас отсутствует культура совместного проживания в многоквартирных домах. А реальных рычагов для контроля за состоянием инженерных коммуникаций в квартирах управляющие компании не имеют. Если у них будут такие рычаги, а у собственников — желание и готовность выполнять правила совместной эксплуатации общего имущества, то можно и поквартирный учет вводить, и экономить реальные деньги.

- А как быть с перетопами, особенно если речь идет не о лестницах, а о квартирах? У нас нередко на улице ноль, а батареи раскалены — тут хочешь, не хочешь, а форточку откроешь.
- Для этого на отопительных приборах в квартирах устанавливают автоматические радиаторные терморегуляторы. Кстати, это также предусмотрено законом и техническими нормативами[2]. Если вам жарко или душно — поверните ручку, а не держите постоянно открытой форточку. К сожалению, несмотря на существующие требования, радиаторные терморегуляторы установлены далеко не в каждом жилом доме, включая новостройки. А сами люди обзаводиться ими не спешат, т.к. не понимают выгоды от экономии тепла в границах своей квартиры, поскольку его учет не персонифицирован.
Между тем, сегодня возможен и применяется иной подход к организации систем отопления. Их работой управляет автоматика, которая контролирует изменение температуры воздуха и внутренний расход тепла по дому и, в соответствии с этим, подает его в систему отопления. Это позволяет избежать перетопов, а значит, и сэкономить. В старых домах, которые попадают в городскую программу капремонта, утепляют фасады и тоже устанавливают такие тепловые узлы, чтобы сократить потери тепла. Вопрос лишь в том, чтобы эту автоматику правильно применять.

- А какие могут быть проблемы?
- Любое оборудование рассчитано на определенные рабочие параметры. Иными словами, мощность и возможности автоматизированного теплового узла должны соответствовать проектным характеристикам здания. Например, мы, совместно с МосжилНИИпроект, разработали типовой ряд автоматизированных узлов управления для отопительных систем столичных домов массовых серий, по которому можно подобрать оборудование нужного номинала и типоразмера практически для любого здания: бери и пользуйся. Вероятно, не все об этом знают, т.к. иногда используется оборудование, которое просто «подвернулось по случаю». Впрочем, это уже вопрос к проектировщикам.

- А как понять, на чем можно сэкономить на общедомовом уровне? Где происходят потери и утечки тепла, каковы их причины?
- Для этого нужно провести энергоаудит. Но это довольно затратное мероприятие, немногие собственники согласятся финансировать его из своего кармана, а эксплуатирующие организации не имеют иных источников поступления средств, кроме платежей за обслуживание домов. В принципе, можно делать энергоаудит хотя бы выборочно. В Москве много типовых зданий, у них одни и те же особенности, одинаковые проблемы, зачастую и одинаковые года постройки. Поэтому рекомендации по энергосбережению, выработанные на основе выборочного обследования некоторого числа зданий из каждой серии, с большой вероятностью окажутся актуальными для всей серии. А там, где их применение не даст прогнозируемого результата, нужно искать какие-то свои причины.
И еще раз хочу напомнить о необходимости соблюдения правил эксплуатации многоквартирных домов. Самовольные перепланировки, реорганизация отопительных систем и т.п., как правило, приводят к серьезным энергопотерям, причем не только для собственника, но и для его соседей. Поэтому давайте будем уважать друг друга.

Источник: пресс-служба «Данфосс», крупнейшего в мире производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».