С раннего утра 19 мая активизировались работы на одной из самых спорных стройплощадок в центре города: сносится историческая застройка на участке известнейшего храма XVII века – церкви Воскресения в Кадашах. Возможно, уже к вечеру будет полностью уничтожен целый квартал, застроенный в XVII–XIX веках, который и образовал историческое окружение ценнейшей церкви.

На снимке: вид на храм Воскресения Христова в Кадашах с колокольни Ивана Великого, фото 1884 г.

Работы ведутся вручную, при помощи отбойных молотков, - рассказали «СП» в приходском музее Кадашевской слободы. Сейчас сносят остатки краснокирпичных производственных построек конца XIX - начала XX века. Кроме того, почти уничтожены остатки так называемого «дома дьякона» - здания 1813 года постройки, в котором проживали клирики храма Воскресения в Кадашах.

Здание храма с трех сторон окружено стройплощадкой – там возводится офисно-жилой (по другим данным, гостиничный) комплекс «Пять столиц». Инвестконтракт был подписан еще несколько лет назад, в 2008 году началась стройка. Изначальный проект «Пяти столиц» подразумевал сооружение пяти высотных корпусов, однако после массовых протестов, в том числе со стороны общественных организаций и Московской патриархии, московские власти настояли на снижении этажности.

Тем не менее, представленный на Общественном градостроительном совете 21 апреля обновленный проект застройки квартала подразумевает не сохранение имеющейся исторической застройки, а возведение новоделов на месте оригинальных старинных домов. «По сути дела, планируется масштабная фальсификация исторической среды Замоскворечья, и сейчас под лозунгом реализации нового проекта завершается полная «зачистка» истории, начатая в рамках строительства «Пяти столиц», - заявила журналистам координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер.

Отметим, что на данный момент утвержденного проекта застройки квартала вообще не существует – старый уже отозван, новый еще не одобрен. Поэтому, с точки зрения законодательства, снос и прочие работы производиться не могут. «Это еще один пример оригинального отношения застройщиков к законам», - заявил корреспонденту «СП» экс-депутат Мосгордумы, а ныне уполномоченный по правам человека в Москве Евгений Бунимович.

«Нельзя сказать, что на участке, прилегающем к Кадашевскому храму, имеются какие-то уникальные, не имеющие аналогов постройки, - рассказал корреспонденту «СП» один из лучших знатоков старинного Замоскворечья, краевед Александр Фролов. – Тем не менее, есть как минимум два очевидных памятника: палаты Оленевых, которые пока не трогают, но и никак не поддерживают, и «дом дьякона» 1813 года постройки, который уже практически уничтожен за последние годы».

По словам эксперта, вся застройка на этом участке десятилетиями «готовилась к сносу»: не проводились текущие и капитальные ремонты, на некоторых зданиях по нескольку лет отсутствовала крыша. В советские годы там располагались мелкие учреждения и небольшие фабрики, рассказал Фролов. В «доме дьякона» одно время были и жилые квартиры.

Из всего квартала, по словам Натальи Самовер, планируется сохранить лишь палаты Оленевых, постройку начала XVIII века. Это выявленный объект культурного наследия, он подлежит государственной охране. Остальные же постройки, по словам координатора «Архнадзора», никак не защищены и могут быть уничтожены в любой момент.

Между тем, строители, создававшие в свое время церковь Воскресения, рассчитывали на то, что их творение будет стоять именно среди одно- и двухэтажных зданий, которые в течение пяти веков были характерны для Замоскворечья – отмечает Александр Фролов. «В окружении небоскребов церковь, конечно, будет смотреться совершенно по-другому – так же, как храм Симеона Столпника посреди Калининского проспекта», - отметил эксперт.

Сейчас малоэтажная застройка, по сути, сохранившаяся в значительных масштабах лишь в этом районе, стремительно уступает под натиском застройщиков. «С точки зрения застройщика, это мусор, мешающий реализации его доходного проекта, а с нашей точки зрения, это подлинные элементы исторической городской ткани, утрата которых необратима», - отмечает Наталья Самовер.

Напомним, что понятие «исторической среды», защищенного действующим законодательством, в России фактически отсутствует. Законодательство об охране культурного наследия предусматривает наличие охранных зон вокруг памятников – однако режим охранных зон и ограничения на работы в них практически не прописан.

При этом многие из старых и старинных зданий в центре Москвы считаются просто ветхими и требующими сноса – об этом неоднократно заявляли столичные чиновники. Так, в 2007 году префектура ЦАО, проанализировав состояние и историческую ценность зданий в округе, заявляла, что «хламом» является большинство домов московского центра.

Учитывая, что обновленное законодательство об охране культурного наследия предусматривает возможность охранять не весь памятник, а лишь какой-то из его аспектов («предмет охраны»), манипуляции с этим предметом дают возможность практически полностью перестраивать старые дома, признанные памятниками.

Если охране, например, подлежит мемориальная ценность здания (в котором жил тот или иной знаменитый человек), то здание может быть перестроено почти полностью. Так произошло, например, с домом, где жили Арсений и Андрей Тарковский, на Щипке. Деревянное здание было разобрано и заменено бетонным, там организован музей, однако сестра Андрея Тарковского Марина отказалась передавать туда личные вещи поэтов – она не признала воссозданный дом подлинным.

Другая ценность, которую практически невозможно отразить в предмете охраны - вид, создающийся архитектурным ансамблем в сочетании с окружающими строениями. Такие виды в Москве повсеместно разрушаются новыми постройками.

Так, открыточный вид Трубной площади и Петровского бульвара был искажен новостройками в районе площади, Неглинной улицы и другими. А самый знаменитый архитектурный ансамбль - Красная площадь - теперь при взгляде со стороны Иверской часовни искажен силуэтом новой гостиницы на Краснохолмской стрелке.

Источник: Свободная Пресса