Впервые летописец говорит о церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в сообщении о большом пожаре, случившемся в Москве в 1493 году. Сколько лет до того простоял храм – неизвестно. Безусловно, был он деревянным и оставался таким еще очень долго. В 1625 году главный престол именовался Благовещенским и лишь придельный – свв. Иоакима и Анны. Приход принадлежал к Голутвинской черной слободе и был, видимо, не слишком богатым. В 1684-1686 гг. в период строи­тельного бума в Москве церковь, наконец, воздвигают в камне. Основную роль в этом сыграл тогдашний Патриарх Иоаким, почтивший таким образом память своего небесного покровителя.

Новый храм не отличался ни обширностью, ни яр­кой архитектурной индивидуальностью. Таких в Москве строилось в ту пору немало – бесстолпный четверик под сомкнутым сводом, увенчанный горкой кокош­ников и традиционным пятиглавием. В 1701 г. появилась теплая трапезная. Главный престол по-прежнему был посвящен празднику Благовещения, придельные – преп. Сергию Радонежскому и свв. Иоакиму и Анне. Каждый придел имел свою главу.

Во второй половине ХVIII в. этот живописный ансамбль дополнила новая высокая ярусная колокольня в стиле позднего барок­ко. Поставленная отдельно, справа от храма, по линии Б. Якиманки почти на самом изгибе улицы, она замкнула ее перспективу, став высотной доминантой округи. В конце того же столетия церковный интерьер украсился новым иконостасом, выстроенным по проекту Баженова.

В 1812 г. храм был ограблен и осквернен наполеоновскими солдатами и сильно пострадал от пожара. Мимо его обгорелых стен уходила по Якиманке Великая армия, а с нею и сам император Франции.

В XIX в. церковь не раз обновлялась. В 1848 г. заменили главный иконостас, в 1866 – придельные. В память громкого события того времени – чудесного спасения царской семьи при катастрофе поезда на станции Борки 17 октября 1888 г. при храме Иоакима и Анны открыли приходское попечительство о бедных. Существовала также приходская школа.

После революции древний храм закрыли. В 1932 г. его лишили всех семи глав и двух ярусов колокольни. Однако сразу не снесли. Обезображенный памятник видимо долго спасало то, что в нем разместилось производство – кузнечно-прессовый цех экспериментальных мастерских. Да и градостроительным планам здание-обрубок до поры до времени особо не мешало.

В 1966 г. выдающийся художник Павел Корин в «Комсомольской правде» обратил внимание общественности и властей на плачевное, недостойное состояние храма. Но вспыхнувшие было надежды на возрождение оказались вскоре грубо растоптаны. В ночь с 3 на 4 ноября 1969 года церковь Иоакима и Анны взорвали. Предлог был вполне благови­ден – прокладка нового широкого проезда между Б. Якиманкой и Б. Полянкой.

Но, как оказалось, древнее здание не выходило за красную линию, не мешало ни транспорту, ни пешеходам. Вероятно, советские градостроители сочли, что храму не место на парадной правительственной магистрали из Кремля во Внуково-2. Обезображенный ли, возрожденный ли – он в любом случае не слишком со­ответствовал идеальному облику «столицы страны победившего социализма».

Сегодня там, где стояла церковь – засаженный деревцами газон на углу Б. Якиманки и Якиманского проезда. Районные власти и общественность уже давно предлагает отметить это место памятной часовней. Есть уже и благословение Патриарха Алексия II.

Быть может, настанет время и храм возродится. Ведь главная его святыня жива и по сей день. Храмовая житийная икона свв. Иоакима и Анны при закрытии церкви была перенесена в соседний храм Иоанна Воина. Здесь она и пребывает в отдельном киоте в приделе св. Димитрия Ростовского(при входе слева в простенке окон).