"На Золотом острове, ограниченном Москвой-рекой и Водоотводным каналом, планируется провести масштабную реконструкцию, а на большей части территории организовать пешеходную зону", сообщил на рабочем совещании мэру Москвы Юрию Лужкову главный архитектор столицы Александр Кузьмин.

Напомним, что решение о создании туристско-рекреационной зоны на Золотом острове было принято еще в 2003 году. Программа застройки острова является составной частью более крупной правительственной программы "Золотое кольцо Москвы" (по аналогии с "Золотым кольцом России"). Генеральным заказчиком выступает ЗАО "КРТ Мегаполис", проектировщиком - ГУП МНИИП "Моспроект-4", ГУП "Моспроект-2" и др. «Золотой остров» — это территория от стрелки до Москворецкого моста.
Мэр Москвы Юрий Лужков, члены московского правительства, проектировщики и строители провели совещание, посвященное концепции застройки кварталов 357-361 по программе «Золотой остров».
С докладом выступил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он сообщил, что большую часть Золотого острова планируется превратить в пешеходную зону. Пешеходной мост от храма Христа Спасителя планируется продлить, перекинуть через Водотводной канал и далее продолжить пешеходную зону до улицы Большая Якиманка. Однако остается нерешенным вопрос с прокладкой и переносом электро- и теплокоммуникаций. Под опорами будущей эстакады, идущей от моста у храма Христа Спасителя, проходят электрические кабели, некоторые из которых питают центр Москвы. Их надо сначала развести. Также необходимо решить вопросы с Берсеневской подстанцией и другими энергетическими сооружениями. Для того, чтобы "запитать" новые сооружения острова светом и теплом необходимо строительство новой теплоэлектроподстанции. Всего же по предварительным оценкам, только на развитие инженерной инфраструктуры Золотого острова потребуется около полумиллиарда долларов.
В ходе масштабной реконструкции Золотого острова общая площадь объектов увеличится до 1,2 млн. кв. метров, из которых 20% составит элитное жилье, а остальные 80 – офисные центры, рестораны и т.д. По словам А. Кузьмина, все памятники архитектуры, также как и фасады исторических зданий сохранят первоначальный вид.
- Ни на метр выше сегодняшнего уровня дома подняты не будут! - отметил А. Кузьмин. Например, фасады домов в районе Кокорева подворья, выходящие на Софийскую набережную, предполагается оставить прежними, а внутренние дворы углубить на 5 метров, чтобы изнутри они казались выше, чем снаружи (подобное в Москве до сих пор не практиковали). Проект с углубленными дворами мэру понравился, так что возможно он будет реализован. Наряду с этим, в Кокоревском подворье планируется создать подземный паркинг, 5-звездный отель, культурно-досуговые объекты. В перспективе запланировано строительство новой станции метро "Кадашевская" Калининской линии. Совещание продлилось более двух часов. Обсуждение концепции, по словам Ю. Лужкова, было очень сложным, и мэр остался недоволен тем, как продвигается работа. По его словам, строительство туристско-рекреационной зоны напротив Кремля затягивается. Он взял под свой контроль работы на Золотом


- На реконструкцию Золотого острова в Москве средства из бюджета не тратятся, - заявил на пресс-конференции после совещания у мэра  главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Проект требует больших капиталовложений. В основном дорогостоящими  программами реставрации, благоустройства, смены коммуникаций занимаются крупные инвесторы-застройщики.
Проект планировки территории Золотого острова предполагает строительство многофункциональных комплексов, включающих гостиницы, апартаменты и жилье: "Софийский посад" на Софийской набережной, "Кокоревское подворье", еще один будет возводиться на территории фабрики "Красный октябрь". Памятники архитектуры приспособят для общественных нужд и апартаментов, новое жилье также будет очень дорогим. Из офисных сооружений планируется возвести лишь самые необходимые площади, необходимые для нормального функционирования зданий и территорий.  Предполагается строительство нового энергоцентра, который обеспечит электричеством все объекты на территории острова.
"Гостиниц будет как минимум три, плюс новые объекты, - утверждает главный архитектор. - И хотелось бы, чтобы на Золотом острове отсутствовали гипермаркеты вроде "Перекрестка" или "Седьмого континента": здесь все должно быть "разовым", а не массовым". Главная задача - оптимизировать транспортный поток: пешеходы и автомобилисты будут двигаться по разным уровням, нигде не пересекаясь, это уменьшит количество аварий. Добавил Александр Кузьмин.


Источники: "Новый мир" и "Новый регион"