Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу рубежа XIX–XX веков Константину Алексеевичу Коровину (1861–1939). Художник органично воспринял и переосмыслил живописные традиции современного европейского искусства, заслужив славу «первого русского импрессиониста».

Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К. Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника.

Вслед за успешной выставкой И. Левитана галерея продолжает знакомить зрителей с периодом расцвета московской школы живописи, к которой принадлежал и Коровин. Живописность, красочность, яркость палитры, свойственная искусству представителей Союза русских художников, наиболее полно отражена в его творчестве.

Выставка отражает многообразную деятельность К. Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».

Константин Коровин родился в Москве в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).

В раннем творчестве К. Коровина особенно заметно влияние его учителей Саврасова и Поленова, на подмосковной даче которого начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как «Настурции» (1888), «За чайным столом» (1888), «В лодке» (1888). Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к картине «Портрет хористки» (1887).

С конца 1880-х годов Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине «На даче» (1895). В работах художника конца 1890-х годов («Бумажные фонари», 1896; «У купальни», 1890-е) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении. Совершая поездки в Париж, художник попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему удалось мастерски передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906).

В Париже Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М.А. Дурново, общался с поэтом Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892) и «Муза» (1890-е).

Коровин наряду с Головиным, Малютиным, Бенуа, Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю, как единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора проявился у художника в 1885 г. в работах для Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1900-м Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Шаляпина, Собинова, Неждановой, балетных танцоров Федоровой, Гельцер, драматических актеров Ленского, Ермоловой, заслужили общее признание.

Для выставки из разных музеев отобраны лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Минкуса, «Конек-Горбунок» Пуни, «Щелкунчик» Чайковского, операм «Демон» Рубинштейна, «Хованщина» Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Настоящим открытием для публики станет показ двух уникальных, чудом сохранившихся декораций и костюмов к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка 1934 г., театр г. Виши, Франция). Весь сценический материал к этому спектаклю в свое время приобрел оперный певец, бессменный исполнитель партии Звездочета Г.И. Раисов. Позже коллекция была куплена внуком художника В.Д. Поленова А.А. Ляпиным, и подарена им в 1986 году ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. На выставке впервые будут представлены подлинные декорации к этому спектаклю «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».

Важным в творческой биографии Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переяславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Шаляпин, Серов, Виноградов, Горький. В Охотине в творчестве художника появился особый жанр – ноктюрн.

Крымские пейзажи Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1904 г. художник приехал в Ялту, чтобы навестить тяжело болевшего Чехова («Кафе в Ялте», 1905), а чуть позже приобрел участок земли на берегу гурзуфского залива. По проекту К. Коровина в 1910 году была построена вилла «Саламбо», откуда открывался красивый вид на море («Балкон в Крыму», 1910). Впечатления от крымских базаров с их богатством и красочностью послужили поводом для создания натюрмортов («Рыбы, вино и фрукты», 1916 и 1917, «Рыбы», 1916).

Константин Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор. В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона «Крайний Север» Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 г., специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С.И. Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию в 1894 году К. Коровина и В. Серова на Север.

Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году они были переданы Третьяковской галерее. В большой картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.).

Одно из открытий выставки – декоративное панно «Старый монастырь» (1906). Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках. В стилистике этого фриза (более семи метров в длину) угадываются характерные признаки модерна.

После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К. Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне. В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом – портреты близких друзей: «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921. ГЦММК им. М.И. Глинки), «Портрет Е.Б. Вахтангова» (1922. Музей-квартира Е.Б.Вахтангова) и др. В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни.

К выставке издан альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений состав экспозиции. В него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья.

Где и когда: ГТГ на Крымском Валу 10, залы № 60–61, с 29 марта по 12 августа 2012 г.