Генеральный план развития города до 2025 года и Правила землепользования и застройки – два самых важных градостроительных документа, без которых с 1 января в Москве ничего нельзя будет строить.

Это первый генплан, который городские власти обсудили с горожанами. Обсуждения шли долго и бурно. Претензий оказалось много, но принципиальных изменений будет заметно меньше. Одни называют Генплан "похоронами Москвы", другие – перечнем обещаний властей инвесторам.

С точки зрения властей этот генплан не новый, а актуализированный. Формально он был принят еще в 1999 году, хотя и без визы федеральных властей. Вступивший в силу в 2004 году Градостроительный кодекс обязал московские власти обсудить генплан с москвичами и утвердить его отдельным законом.

Многое из того, что принято считать проектами Юрия Лужкова, досталось ему по наследству от брежневской и горбачевской эпох. Сити, Третье транспортное кольцо, Большая Ленинградка – все это, оказывается, задумано было еще тогда.

Предыдущую версию генплана его разработчики называли планом возможностей – то есть планом строительства всех тех атрибутов современной жизни, которых в Москве просто не было: нового дорогого жилья, больших офисов, торгово-развлекательных центров. Теперь, говорят проектировщики, у города будет генплан необходимостей – нужно достроить все то, что инвесторам было неинтересно и на что у города не было денег.

Новый генплан делит город на две условные части: зону стабилизации в центре и зону развития вокруг него. В первой зоне перепланировок не будет, а во второй может происходить что угодно.

На самом деле, как считает главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Москвы Борис Пастернак, зона стабилизации – это успокоительное, валерьянка для ценителей старины. При Лужкове Москва лишилась нескольких десятков памятников истории и культуры самого разного возраста и размера, в основном в историческом центре Москвы – будущей зоне стабилизации.

Много старых зданий сгорело и разрушилось, расчищая путь инвесторам. Слова "снос" московские власти не любят, и множество исторических зданий погибли в ходе так называемой реконструкции, после которой от дома мог остаться, например, один фасад, а иногда и его не оставалось.

У урбанистов к проекту генплана много претензий. В нем нет идеи, внятной концепции развития. По мнению Пастернака, это не план даже, а перечень обещаний, которые московские власти дали инвесторам. "Это коллекция, где вместо сушеных мух в карту города воткнуты волюнтаристские решения, и задачей планировщиков было как-то связать их друг с другом", – считает Пастернак. Когда генплан будет утвержден, волюнтаристские решения станут законом и бороться с ними будет куда сложнее.

"Некоторые градостроительные проекты зашли так далеко, что теперь исправимы только с помощью динамита", – заявил эксперт-урбанист Вячеслав Глазычев.

Что предлагают авторы генплана

В области экологии решено сосредоточиться на переоснащении предприятий, загрязняющих природу, и сделать ставку не на увеличение площади зелени, а на качество озеленения, рассказал замдиректора НИиПИ Генплана Москвы, автор "лужковского" генплана Олег Баевский. Меж тем, в генплане опять забыли про защитный лесопарковый пояс Москвы, жалуются экологи. Там даже нет списка особо охраняемых природных территорий, отмечают в Greenpeace. В нескольких лесах запланировано строительство общественных зданий, а по Битце вообще предлагают проложить метро.

Жилья будут строить много: раньше город считал, что важнее сохранять существующий жилой фонд, а теперь считает необходимым его поэтапную замену. Территориальных ресурсов внутри города практически нет, поэтому новое жилье будут строить на месте старого и на территориях бывших промзон. Пятиэтажки, девятиэтажки и двенадцатиэтажки предложено сносить, но приоритет у центра и микрорайонов, выходящих на фасадные магистрали.

По прогнозам НИиПИ Генплана, к 2025 году в Москве будет 11-12 млн постоянного населения, а днем население будет увеличиваться до 14-16 млн. Население будет "стареть", однако вымереть Москве не дадут молодые и энергичные мигранты.

Будет расти и число автомобилей. Бороться с быстрой автомобилизацией населения, расширяя дорожную сеть, бесперспективно, считает Баевский, все равно на дорогах будет тесно. Ставка будет сделана на развитие общественного транспорта – в том числе, железной дороги.

К 2025 году должно быть достроено Четвертое транспортное кольцо и проложены две хорды: Северная рокада и Южная.

В НИИ транспорта на новый генлан махнули рукой. Там давно поставили московской транспортной системе диагноз: если градостроительная политика не изменится, Москва скоро встанет окончательно. Даже очень скоро, подчеркивает директор института Михаил Блинкин.

Дорожная сеть Москвы непропорционально мала – всего 8,4% от территории города. Такого дисбаланса нет ни в одном мегаполисе мира; даже тесные азиатские мегаполисы отдали дорогам не меньше 10%. И большие дорожные стройки вроде Большой Ленинградки ситуацию не меняют.

Надо заниматься не парадными магистралями, считает Блинкин, а задворками, периферийными улицами, которые соединяют друг с другом районы города. Волгоградский проспект и Щелковское шоссе стоят не потому, что они узкие, а потому, что им нет альтернативы. "Это попытка налить пять литров воды в трехлитровую банку", – шутит Блинкин.

Почему власти послушались москвичей

Эксперты отмечают, как неожиданно легко власти согласились на серьезные перемены в своих планах, инициированные жителями: например, закопать под землю как минимум три участка новых магистралей – один под Лосиным островом, другой под Москвой-рекой, третий под Ломоносовским проспектом. Как о деле решенном заявил главный архитектор Александр Кузьмин и об отказе от строительства мусоросжигательного завода в Ясенево.

Но при этом замечено: пойти на уступки жителям власти готовы только в тех случаях, когда претензии предъявлены городским, а не инвестиционным проектам. Изменения в проектах, которые финансируют инвесторы, чреваты проблемами - вплоть до судов и штрафов, пояснил Вячеслав Глазычев. Впрочем, любые обещания, данные жителям, сегодня особенно легко взять назад: кризис все спишет.

Хроника

Первый известный русский план Москвы был составлен при Борисе Годунове в 1596 году, с тех пор столичный картографический центр вел регулярную работу по обмеру города, но целенаправленная государственная градостроительная политика началась с XVIII века.

- 1739 год

Петр I повелел для поддержания чистоты мостить в Москве улицы, а во избежание пожаров строить дома только из камня, и не во дворах, а по линии. С 1722 года за соблюдением правил следила Полицейская канцелярия, а в 1739 году под руководством архитектора Ивана Мичурина была издана геодезическая карта Москвы, которая выпрямляла кривые улицы города, чтобы впоследствии правильно выстраивать дома.

- 1775 год

В 1775 году выходит "Прожектированный план" реконструкции Москвы. Документом предусматривался снос стен Белого города и переустройство территории вокруг Китай-города. Губернатор Москвы Яков Брюс выполняет план: строит множество площадей, в том числе нынешние Старую и Новую, а также Калужскую, Таганскую и Серпуховскую. Тверской бульвар положил начало Бульварному кольцу, благоустроены Кремлевская и Москворецкая набережные. В 1780-х впервые разрешено сносить храмы из градостроительных соображений.

- 1818 год

Пожар 1812 года уничтожил 70% застройки Москвы, город восстанавливался по плану реконструкции 1818 года. В соответствии с ним была расчищена Красная площадь, созданы Театральная и Александровский сад, на месте полуразрушенного Земляного Вала проложена Садовая кольцевая магистраль. Китай-город полностью становится торговым центром, Белый город – культурным. Дворянские усадьбы вытеснены на Пречистенку, Остоженку, Поварскую, Арбат; купеческие – в Замоскворечье; были разбиты парки – Петровский и Сокольники. На Воробьевых горах планировалось возведение храма Христа Спасителя – место строительства поменяли при Николае I.

- 1853 год

В 1853 году был издан новый "План регулирования застройки", по которому Москва делилась на три строительных пояса. В первом, центре города, разрешались только каменные здания, во втором постройки из камня были обязательны лишь по лицевой стороне улиц, а в третьем допускались деревянные. Работы велись в основном частными застройщиками.

- 1923 год

После революции 1917 года началась разработка градостроительных планов советской Москвы. Профессор Б. В. Сакулин включил в кольца столицы зеленый пояс, архитектор С. С. Шестаков предложил создать город-сад радиусом 120 км. К 1923 году в Архитектурной мастерской по планировке Москвы под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева был разработан план Новой Москвы – старый, культурный, центр в Кремле, новый, политический, на Ходынке. План не был принят.

- 1935 год

В 1935 году постановлением ЦК ВКП(б) был утвержден новый генеральный план архитекторов В. Н. Семенова и С. Е. Чернышева. В основе лежала идея "демократического централизма": широкие проспекты сходятся в центре – 420-метровом Дворце Советов, увенчанном 70-метровым Лениным. Границы Москвы расширялись до Царицыно, Кунцево и Медведково. Началось строительство метро. План не был реализован полностью, но на подготовительном этапе снесли более 300 исторических зданий, в том числе храм Христа Спасителя, Сухареву башню и Красные ворота.

- 1951 год

Война приостановила строительство, но уже в конце 1940-х – начале 1950-х были возведены семь сталинских высоток в Москве – венец "сталинского ампира". В 1951 году принимается 10-летний план реконструкции Москвы под руководством архитектора Д. Н. Чечулина. Главной задачей этого этапа было строительство дешевого жилья. В новых районах – Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошево-Мневники – возводятся кварталы хрущевок.

- 1971 год

В 1971 году ЦК КПСС и Совмин СССР утвердили Генплан развития Москвы на 20 лет, рассчитанный на население в 7 млн человек и территорию в 88 000 га, разработанный под руководством главного архитектора столицы М. В. Посохина. Согласно проекту, город был разбит на восемь зон, центрами которых должны были стать новые культурные и инфраструктурные комплексы. Впервые в комплексе спроектирована 50-километровая зона Подмосковья с учетом лесопаркового защитного пояса Москвы.

- 1999 год

К 1989 году под руководством главного архитектора Москвы Л.В. Вавакина был разработан проект создания к 2010 году в Москве и области огромной агломерации на 15 млн человек на территории в 1,2 га. Но он не был принят, материалы ушли на доработку. В 2005 году Мосгордума отдала план на обсуждение в префектуры. Фактически все изменения в Москве последних лет проходили без утвержденного генплана. Нынешний генеральный план Москвы – это актуализированный и доработанный проект 1999 года.

Источник: NEWS.com, "Русский Newsweek"