В редакцию «Комсомольской правды» пришло письмо от жителей района Якиманка.

«Нашу улицу – Большую Якиманку – чиновники превратили в настоящую Рублевку. Здесь комфортно жить и отдыхать только миллионерам, их детям и чиновникам с их высокими доходами. А ведь основное население района – люди с невысокими зарплатами и такими же пенсиями! – пишут жители. – Количество наидорожайших магазинов одежды, обуви даже трудно подсчитать. А где купить продукты? В доме № 32 был магазин «Ежик» с доступными ценами. Его закрыли, открыв третью по счету в районе «Азбуку вкуса», где хоть что-то купить нам не по карману. В доме № 21 закрыли продуктовый магазин, где мы покупали хлеб и молоко. Там стали продавать итальянскую мебель. А где же дешевые магазины?!»

Но, может быть, жители Якиманки преувеличивают? Побродив с авторами письма по району, корреспондент «КП» убедился: продукты здесь можно купить разве что в дорогущих супермаркетах вроде «Азбуки вкуса» или двух киосках недалеко от метро. Но и здесь еда не самая дешевая. Литр молока – 42-45 рублей. Хлеб – 35-40.

– Я здесь боюсь покупать, потому что эти киоски – свинюшники, – считает местная жительница Наталья Садовская. – Посмотрите: туалета рядом нет, поэтому продавцы ходят прямо в ведро, которое стоит у них под прилавком. Я сама это ведро видела. А вокруг – продукты. Ужас!

Пенсионерка Зинаида Русанова рассказывает, что ездит за продуктами... на метро.

– Еду на «Добрынинскую», там магазин «Перекресток». Цены тоже не низкие, но можно найти ценник со скидкой, – вздыхает Зинаида Васильевна.

Похожая ситуация, увы, и во многих других районах центра столицы.

«Потому что дорогая аренда»

«Комсомолка» не раз писала о том, что в центре Москвы не хватает дешевых продуктовых магазинов. Власти, надо отдать должное, о проблеме знают и открывают магазины шаговой доступности с относительно низкими ценами. Но, как мы видим, по-прежнему есть районы, где с недорогими продуктами напряженка.

– В центре Москвы – очень дорогая аренда. Чтобы торговля продуктами приносила доход, нужно делать либо очень высокую торговую надбавку, либо обеспечивать высокую проходимость торговой точки, – рассказывает директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.  Высокая проходимость магазина – под большим вопросом: в центре Москвы самая низкая плотность населения. А работающие в ЦАО предпочитают покупать продукты поближе к дому. Остается высокая торговая надбавка.

Что, добавлю, мы и имеем. По словам эксперта, властям нужно стимулировать открытие недорогих продуктовых магазинов. Для этого они могут снизить для них арендную плату.

– Торговая площадь сдается продуктовому магазину по рыночной цене. Но если он действительно торгует продуктами, причем в низком ценовом диапазоне, то, предположим, 80% арендной платы возвращается арендатору, – поясняет Микаелян. – Тогда у бизнеса будет реальный стимул торговать не элитной мебелью, а молоком и хлебом.

Что же собираются делать власти?

«В 90-е годы все продали»

– Проблема в том, что в центре Москвы просто мало торговых площадей, владельцем которых является город, – пояснила "Комсомолке" представитель префектуры ЦАО Елена Романова. – В 1990-е годы первые этажи домов, где размещались продуктовые магазины, продали частникам. Теперь пытаемся выкупить, но переговоры идут трудно. Рестораны, бутики, страховые компании исправно платят аренду, и владельцам площадей невыгодно с ними расставаться. Если они и соглашаются продать помещение, то просят очень дорого. Гипотетически город мог бы разрешить строительство новых магазинов, но в центре под них физически нет места.

Тем не менее, работа с коммерсантами ведется. Успехи есть. Сейчас в округе 825 продовольственных магазинов, в том числе 404 магазина, предоставляющие 10%-ные скидки льготникам. Есть такие и в районе Якиманка, но, к сожалению, их меньше, чем хотелось бы.

- Список магазинов, взявших на себя социальные обязательства, опубликован на сайте префектуры ЦАО cao.mos.ru, а также периодически публикуется в окружных и районных СМИ, - пояснила Елена Романова.

И все бы здорово. Но 10% – не такая большая скидка. И конкретные жители конкретной улицы, увы, до сих пор ездят за продуктами на метро...

ОФИЦИАЛЬНО

Торговые площади будем наращивать

– Проблема нехватки дешевых продуктовых магазинов действительно есть, – признает представитель столичного Департамента торговли и услуг Анна Сергеева. – Одна из главных причин в том, что Москве в целом не хватает торговых площадей: на тысячу жителей приходится всего 784 квадратных метра. К 2017 году мы планируем увеличить этот объем до 1200 квадратных метров. Планируется вводить новые магазины всех форматов: небольшие, супермаркеты, гипермаркеты. Это делается уже сейчас. Город, например, сдает под магазины принадлежащие ему нежилые помещения площадью 100 - 200 квадратных метров. По данным социологов, 62% москвичей привыкли делать покупки ежедневно. Поэтому ставка будет делаться именно на магазины шаговой доступности, чтобы горожанам не приходилось ездить за покупками за МКАД. В Москве также будут, по согласованию с жителями, размещены 10,5 тысячи киосков. Плюс ярмарки выходного дня. Главное, что у города есть стратегия развития торговли, которая уже начала воплощаться в жизнь.