Природные аномалии, зной и сушь, вкупе с людским небрежением не раз оборачивались для Москвы катастрофами. Одна из них случилась 645 лет назад и отозвалась в истории долгим эхом, неумолкнувшим и по сей день. Об этом статья историка, москвоведа Бориса Арсеньева «Всехсвятский пожар» из энциклопедии «Якиманка от А до Я»

ВCЕХСВЯТСКИЙ ПОЖАР (1365 год)

Каждый, кто читал русские летописи, знает, как часто на их страницах встречаются упоминания о пожарах. Для страны деревянных городов и селений огонь был врагом страшным. За многие века он нанес России больший ущерб, чем все войны вместе взятые. Постоянно страдала от пожаров и Москва. Она горела и горит буквально каждый день. В давние времена, когда город еще не оделся в камень, случались подлинные огненные катастрофы. Москва выгорала едва ли не полностью. Последний опустошительный пожар произошел в 1812 году.

Начало же необузданного разгула стихии уходит в далекий ХIV век, во времена Ивана Калиты. При этом великом князе Москва трижды опустошалась огнем – в 1331, 1335 и 1337 годах. Любопытно, что именно в летописном сообщении о первом из этих пожаров впервые употребляется слово «Кремль».

Еще одно огненное бедствие постигло город в 1343 году, при сыне Ивана Калиты Симеоне Гордом. Оно повторилось в 1354-м, в годы правления Ивана Красного. Крупнейший знаток московской старины И. Е. Забелин видел одну из главных причин череды грандиозных пожаров в злом умысле противников усиления великокняжеской власти и утверждения первенства Москвы среди русских княжеств и земель. Неспособные к открытому сопротивлению, они будто бы коварно поджигали столицу, пытаясь дестабилизировать политическую обстановку.

Думается, однако, что дело больше в другом. При Иване Калите и его преемниках Москва быстро пошла в рост. Год от году она становилась многолюднее, а деревянная застройка уплотнилась так, что любая неосторожность с огнем грозила плачевными последствиями. Что и случилось летом 1365 года, в правление великого князя Дмитрия Ивановича. Дни тогда стояли знойные, сухие и ветреные, реки и болота пересохли. Загорелось у церкви Всех Святых в Чертолье (на ее месте спустя века был построен храм Христа Спасителя.) Существует, впрочем, версия, что речь в летописи идет о другой церкви – Всех Святых на Кулишках, в районе современной Славянской площади. Так или иначе, пожар вошел в историю под названием Великого Всехсвятского.

Огонь распространялся с ужасающей быстротой. Все попытки бороться с ним оказались тщетными. Ураганный ветер перебрасывал падающие головни через добрый десяток дворов. Пока гасили одно строение, вспыхивало несколько соседних. Люди не успевали спасать добро. В каких-нибудь два часа чудный город превратился в дымящееся пепелище...

«И погоре Посад весь и Кремль, и Заречье», – скорбно констатировал летописец. Это сообщение имеет для нас особое значение. В нем впервые в письменных источниках упоминается о районе за Москвой-рекой – Заречье, Замоскворечье. Документ косвенно свидетельствует и о том, что застройка здесь располагалась у берега и была достаточно плотной, иначе огонь не смог бы так быстро перебраться с левобережья и распространиться.

Страшный Всехсвятский пожар обернулся, в конечном счете, благом для города. Он подтолкнул московские власти к принятию судьбоносного политического и градостроительного решения – строить вместо сгоревшего дубового Кремля новый из белого камня. Неприступная кремлевская твердыня дала Москве неоспоримые преимущества в борьбе за единство и независимость Руси.

Для Якиманки же великий Всехсвятский пожар памятен тем, что фактически стал началом ее письменной истории.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru