С 27 октября по 31 января в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу будет представлена выставка «Видение Танца. К 100-летию «Русских балетов» С.П. Дягилева в Париже» – масштабный международный проект, посвященный прославленным «Русским балетам».

В центре уникальной выставки – замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.

Главное детище С. Дягилева – антреприза «Русские балеты» – быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 с балетами «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир». В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф гастролей русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века – музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире.

Столетие «Дягилевских сезонов» в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С.Дягилева – великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие – из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С.Дягилеву.

В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер – уникальные сценические макеты 1920-х–1930-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л.Бакстом, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Рерихом, П.Пикассо, Ж.Браком, А.Матиссом, Дж. де Кирико, А.Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П.Челищевым, Н.Габо, А.Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях.

Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для «Русских балетов», в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету «Шут» по эскизам М.Ларионова и расписанные вручную костюмы А.Матисса к балету «Соловей». Среди самых известных произведений – грандиозный (10х10 метров) занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу П.Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон).

Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них – сцены из спектаклей «Весна священная», «Золотой петушок», «Блудный сын», «Половецкие пляски», «Жар-Птица», а также портреты артистов дягилевской труппы – А.Павловой, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Б. и В.Нижинских, Л.Мясина, В.Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени.

Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей «Парад» П.Пикассо, «Бал» Дж. де Кирико, «Ода» П.Челищева, «Кошка» Н.Габо и А.Певзнера.

Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.

Источник: ЦАО-Информ