2007 год в Москве объявлен Годом ребенка. Правительство выделяет миллиарды рублей для реализации мер по стимулированию прироста населения, столичные власти ратуют за открытие новых детских садов и увеличение мест в родильных домах. А между тем не все москвичи считают детей благом и смыслом жизни.
По данным последней переписи, в России сегодня проживает больше 75 миллионов женщин. При этом около сорока миллионов - репродуктивного возраста, то есть те, которые могут стать мамочками. Москва, как обычно, может дать фору любому городу. Согласно сухой статистике, 53 процента москвичей - слабый и прекрасный пол. Так что поднимать демографию есть кому. Но хотят не все. Вместе с последними веяниями моды в Россию занесло и популярное на Западе движение «чайлдфри» - общество без детей.
С английского «child free» так и переводится «свободный от детей». Последователи этого движения ратуют за добровольную бездетность. Противников отказа от продолжения рода много. Но и последователей «отказничества» тоже уже немало. Первые ростки движения появились в США еще в середине 1970-х, настоящий антибеби-бум накрыл Америку в недалекие девяностые. Тогда же в Калифорнии была создана целая общественная сеть, в которую вошли несколько тысяч человек, стремящихся к всемирной «бездетности». И какую бы волну протеста такие стремления ни вызывали, очень быстро новое общество «проросло» в Австрии, Европе и России.
Политических требований «бездетные», правда, не предъявляют, внесения поправок в законодательство тоже, слава богу, пока не требуют. Но причины для всеобщего беспокойства уже есть. Большинство членов сообщества - девушки и женщины того самого репродуктивного возраста.
Эти «не будущие мамы» утверждают, что они раз и навсегда победили инстинкт деторождения. Взрослые, обеспеченные, самостоятельные, многие из них уже давно замужем, другие только собираются создать крепкую семью, как у всех, только без детей. Кто-то выбирает аборт, кто-то идет на крайнюю меру - стерилизацию. Эту процедуру, правда, по закону могут сделать лишь те, кто достиг тридцатилетнего возраста или уже имеет двоих детей. «Бездетников» такие ограничения не останавливают. Почему?
- Мы с мужем хотим жить для себя, жить и получать удовольствие! Зачем нам ребенок?! - недоумевает Мария. - Мы обо всем договорились еще до свадьбы. Дети - это не цветы жизни, это непосильный труд, взваливать который на себя нет ни желания, ни надобности. Мы сейчас живем в абсолютной гармонии, нам так удобно.
Маша - одна из активисток движения «Мир без детей» в России. Мужа встретила еще будучи студенткой престижного вуза. Потом была романтика, встречи под луной, белое платье и... все! Рыбки в аквариуме и белочка, гоняющая сутки напролет свое красное колесо, полностью заменили новоиспеченной семье радости материнства и отцовства. Виталик, муж Маши, не любит говорить о детях вообще. Ему гораздо ближе его профессиональные интересы.
- Да, у мужа свой бизнес, я тоже занимаюсь карьерой. Работы много, но и свободного времени тоже много. И его мы можем проводить так, как захотим: поедем на море или на горнолыжный курорт, можем просто собрать вещи и махнуть куда глаза глядят. С ребенком это невозможно! Да и не хочется никому не спать ночами, стирать пеленки и менять подгузники, штопать, кормить. А все эти детские болячки...
Маша всем своим видом показывает, что рождение ребенка явно не входит в ее жизненную программу. Многие женщины покрутят пальцем у виска. На фоне все возрастающей вынужденной бездетности бездетность добровольная вызывает по меньшей мере недоумение. Но у тех, кто добровольно стал членом движения «child free», есть ответы на все «но»:
- Я не испытываю какой-то особой неприязни к детям, - утверждает Вера, - но желания становиться родителем у меня просто нет. Еще в детстве, когда подружки пеленали и кормили пластиковыми ложечками кукол, я не могла понять, почему мне-то не хочется ничего подобного делать? Сейчас могу, по крайней мере, объяснить, что рождение ребенка не принесет мне ничего хорошего: растолстею, потеряю работу, да много чего еще! Не хочется лучшие годы жизни тратить вот так. У меня другое представление о счастье.
Звучит не очень убедительно. У психологов на этот счет свое мнение.
- Объяснений такой позиции можно найти массу, - считает психолог Константин Кириллов. - Это и стремление к профессиональному росту, к саморазвитию, это нежелание посвящать свое свободное время кому-то другому. Банальный эгоизм, на самом деле. Инфантилизм, если хотите. Проблема уходит корнями в детство. Комплекс «не хочу детей» нередко развивается у тех, кто был обделен вниманием родителей. Еще одна причина - подсознательное желание избежать ответственности. Дети - не просто цветы, стаканом воды не отделаетесь.
Бездетность как норма жизни, конечно, осуждается официальной церковью. Осуждается она и большинством тех, кто не участвует в улучшении демографии в силу объективных причин. Кто-то «отказников» жалеет (мол, не дал бог ума), кто-то им сочувствует. В любом случае, оставаться в стороне в таком вопросе сложно. Я же просто предлагаю участникам «чайлдфри» задуматься о том, что бы было, если б в свое время их родители вступили в подобный клуб?
Напоследок расскажу историю москвички Тамары. В университетские годы она и сама состояла в американском клубе «child free». Тогда юная студентка одного из высших учебных заведений США до хрипоты отстаивала свои убеждения: «Надо выбирать: или карьера, или подгузники. Я выбрала карьеру!» А однажды ночью ей, менеджеру солидной компании по производству мобильных телефонов, приснился неродившийся ребенок. Сейчас у Тамары двухлетняя дочь и восьмимесячный сын.
Источник: "Московская правда"