Если бы в нашем городе не было Москвы-реки, ее следовало бы придумать. Как и Яузу, и Водоотводный канал, и все многочисленные поймы и затоны. Река как будто задает облик прилегающих к ней районов: чистая и узкая в зеленых районах Щукина и Кунцева, прихотливо изогнутая в фешенебельном Серебряном бору и у смотровой площадки столицы - на Воробьевых горах. Строгая в своем гранитном «футляре», под стать отражающимся в ней кремлевским башням, от Парка культуры до Таганки. Широкая, грязноватая, изобилующая укромными местами и грузовыми пристанями - в Нагатине, с покрытыми зеленью берегами - в Коломенском и, наконец, прямая и бесхитростная в Марьине и ниже.
Москва-река - это еще и своеобразное зеркало, отражающее смену эпох. Бесконечные барки и дровяные плоты в купеческой Москве позапрошлого столетия - капитализм, причудливые фонари и модерновые спасательные будки - рубеж веков, гранит набережных и чистая водная гладь - имперский генплан Сталина и Кагановича. Обмелевшую к началу ХХ века реку в 30-е сделали «как Волга, полноводной»: после того как был прорыт канал Москва - Волга, уровень воды в ней существенно поднялся. Появилась еще и стрела Канала имени Москвы, и Химкинское водохранилище с башней Речного вокзала, одним из символов предвоенной столицы. А ровно 50 лет назад именно Москва-река стала площадкой для демонстрации передовых советских технологий - перед делегатами Всемирного фестиваля молодежи и студентов на бешеной по тем временам скорости промчался невиданный корабль «Ракета» на подводных крыльях. Потом - тихая деградация в позднесоветское время, упадок в начале 90-х и робкие пока еще попытки возрождения сейчас.
Конечно, Белокаменная - это все же не Венеция. Тем не менее прогулки по реке летними вечерами москвичи распробовали уже давно. С воды столица, пожалуй, смотрится выигрышнее всего: над речным фасадом города хорошо поработали и при царе, и особенно при Сталине. И потом, какой же неравнодушный к урбанистике человек откажется проплыть под центральными московскими мостами, увидеть историческую речку Неглинную - хотя бы в виде устья, прорезающего набережную? Словом, покататься на речном трамвайчике с мая по сентябрь не прочь большинство горожан.

Техника и экономика

Но - только покататься. Большинство поднимаются на борт речного трамвая раз-два в сезон, лишь некоторые чаще. Хотя потенциально Москва-река могла бы служить не только для прогулок, но и для деловых поездок по городу. Ведь она фактически представляет собой дорогу гигантской пропускной способности, проходящую по маршруту Красногорск - Троице-Лыково - Строгино - Щукино - Серебряный бор - Фили - Шелепиха - Киевский вокзал - Воробьевы горы - Парк культуры - Кремль - Таганка - Коломенская - Печатники - Братеево и далее до Коломны. Ни дать ни взять хорошая ветка речного метрополитена, дублирующая загруженные участки Таганского, Филевского, Люблинского радиусов подземки. Причем не просто дублирующая, а связывающая с остальным городом удаленные от метро и наземного транспорта районы набережных. Поэтому идея задействовать реку в решении транспортных проблем Москвы уже давно витает в воздухе. Возможно, в ближайшие годы она все же будет реализована. Но пока начать пользоваться речными маршрутами как городским транспортом мешает низкая скорость движения речных судов и немалая стоимость билетов.
Монополистом на внутригородские речные перевозки в Москве исторически является Столичная судоходная компания, существующая с 1933 года. В ее распоряжении сейчас около 40 прогулочных судов, «Ракеты» на подводных крыльях, дальние круизные лайнеры и даже суда «река - море». Несмотря на то что частным лицам уже принадлежит немало прогулочных теплоходов, открывать регулярные линии частники не спешат: пристани и прочая инфраструктура обходятся им куда дороже, чем ССК.
Основной тип прогулочного судна на Москве-реке - теплоходы «Москва» проекта Р51Э. Это речные трамвайчики с открытой верхней палубой и закрытой нижней (их длина составляет 38,5 метра, ширина - 6,5, максимальная скорость - 23 км/ч). Как правило, в креслах закрытого зала нижней палубы пассажиры согреваются в холодную и ветреную погоду. Разумеется, при малейшей возможности они поднимаются наверх, где можно насладиться видами и речным ветерком. На каждом судне работает бар, но еду и напитки можно приносить с собой. Это, пожалуй, основной недостаток отдыха на речном трамвайчике: «нагрузившиеся» граждане подчас портят прогулку всем своим соседям. На некоторых теплоходах верхняя палуба также является закрытой: такая доработка характерна прежде всего для «банкетных» судов.
Другой тип речного трамвайчика - «Москвич» (проект 544), появившийся на реке к 800-летию столицы. Несколько таких живописных корабликов до сих пор работают на линиях, хотя с каждым годом их становится все меньше. «Москвичи» намного скромнее «Москвы» по всем параметрам: длина их 27 метров, ширина - 4,8, а 150-сильный дизель - у многих иномарок мотор мощнее! - разгоняет судно до 19 км/ч. По внешнему изяществу, однако, «Москвичи» оставляют позади все остальные виды столичных теплоходов. Кораблики эти - дитя послевоенного советского дизайна - и сегодня выглядят удивительно гармонично как сами по себе, так и в сочетании с московскими набережными. Кстати, кузовные панели у них были унифицированы с… городскими автобусами ЗиС-155, троллейбусами МТБ-82 и трамвайными вагонами МТВ-82 - те же окошки с округлыми форточками сверху «для стоящих», пришедшими из предвоенной Америки. Некоторое количество таких судов, переоборудованных подчас почти до неузнаваемости, поддерживается на плаву частными владельцами.
Скоростные теплоходы на подводных крыльях «Ракета», работающие в Москве уже полвека, еще недавно ходили от Северного речного вокзала к пристани Аксаково - это был регулярный рейс, которым пользовались многие любители отдохнуть на Клязьминском водохранилище. В этом году, однако, «Ракеты» в пригородные рейсы пока не вышли, и будущее этой линии под большим вопросом: заместитель руководителя Департамента транспорта и связи города Москвы Александр Кисько в качестве причины этой ситуации называет нерентабельность таких поездок. В качестве эксперимента решено вернуть суда на подводных крыльях в центральную часть города: сейчас на «Ракете» можно проехать от Киевского вокзала до Новоспасского моста за изрядную сумму в 500 рублей. Трудно оценить рыночные перспективы такого начинания - все-таки «Ракеты» задумывались как средство доставки пассажиров из пункта А в пункт В, а не как прогулочные лайнеры. Рейс в оба конца у корабля на подводных крыльях занимает около часа, при этом вид из окон куда скромнее, чем с открытой палубы речных трамвайчиков.

Катамаранное такси – пока только проект

«Ракета», первое в мире серийное речное судно на подводных крыльях, могла бы стать прообразом речного такси, проект которого уже много лет прорабатывается правительством Москвы. По крайней мере проблему тихоходности речного транспорта с помощью подводных крыльев решить удается. Однако при этом усугубляется второе препятствие - высокая себестоимость таких перевозок. Движение на подводных крыльях требует повышенных энергозатрат, поэтому рейсы «Ракет» в Москве никогда себя не окупали. Единственный вариант, при котором они будут работать в Москве и дальше, - дотирование регулярных транспортных рейсов из городской казны как средство борьбы с надвигающимся транспортным коллапсом. Однако на сегодняшний день известны более экономичные технологии, позволяющие добиться достаточно быстрого передвижения по воде. Один из таких новаторских проектов - скоростные катамараны, которыми предлагается оснастить регулярные линии на Москве-реке. По скорости эти суда, способные разгоняться до 30 км/ч, вдвое уступают «Ракетам», но значительно превосходят традиционные речные трамваи. Пассажировместимость их также будет усредненной - 50 человек. Это меньше, чем способна перевозить за один рейс «Москва», но немного больше, чем может взять на борт «Ракета». Пока ни одного катамарана для реализации этого плана не построено, хотя закладка первого ожидалась в конце прошлого года.
В истории российского судостроения последних десятилетий было несколько попыток постройки катамаранов для транспортных и экскурсионных целей. По сей день в Самаре работает прогулочный катамаран «Отдых», а в Нижнем Новгороде - «Отдых-1». Несмотря на схожие названия, они построены в разное время и по разным проектам. По вместимости они примерно соответствуют требованиям Москвы, но по скорости немного недобирают - максимум для «Отдыхов» составляет 25 км/ч. Есть, впрочем, свой катамаран и в столице. Он называется «Московский водник» и в настоящее время стоит в одном из городских затонов, ожидая реконструкции. Состояние его весьма неказистое, но после капремонта из этого судна можно будет сделать неплохой плавучий банкетный зал. Эксплуатацию «Московского водника» на регулярных рейсах его владелец, частное лицо, не планирует. Остается надеяться, что городская программа развития речного такси все же станет реальностью и что катамаранный транспорт не будет такой же красивой, но бесполезной «игрушкой», как московский монорельс, по сей день работающий в экскурсионном режиме.

Питерский оазис

То, что организация регулярного водного сообщения как еще одного вида городского транспорта - дело сложное, очевидно. В России тем не менее в этой сфере уже есть первопроходцы: с 2003 года система речного такси работает в Санкт-Петербурге. Там городским властям удалось наладить регулярное сообщение, однако сделать речные трамваи доступным видом городского транспорта не удалось и в Питере. Стоимость поездки на речном трамвае составляет там около 300 рублей, а работают они с 11 до 18 часов - другими словами, работающему человеку они вряд ли пригодятся. Зато они отлично подходят для перевозки туристов - бизнес речных прогулок и пригородных рейсов в городе на Неве процветает. Вот уже несколько лет городские экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга, обслуживаемые несколькими частными операторами, работают круглосуточно и со столь маленькими интервалами, что не дают заснуть обитателями домов с видом на Мойку и Фонтанку. Пользуются спросом и «Метеоры», ходящие в Петергоф и Шлиссельбург. Таким образом, Питер на фоне упадка остальных речных городов европейской России стал своеобразным оазисом: здесь нашли приют многочисленные и разнотипные речные суда со всех бассейнов севера страны - от Москвы до Архангельска. Билеты стоят прилично, особенно на «Метеоры» с подводными крыльями, но в целом речные прогулки окупаются. Возможно, именно потому, что «естественная монополия» на водную инфраструктуру в Санкт-Петербурге выражена далеко не так ярко, как в Москве.
Источник: "Московские новости"