Тем, кто недостаточно навеселился в так называемый день юмора 1 апреля, можно предложить продолжить веселье в субботу.

boy_podushkami2 апреля в Москве пройдет флешмоб под названием «подушкобаттл»— проще говоря, битва на подушках. Чтобы принять участие в этом действе, для начала придется с подушкой сплясать: что поделать, таковы правила, установленные организаторами. В 3 часа дня надо «оказаться на Пушкинской площади около памятника А.С. Пушкину, достать из рюкзака-пакета-чемодана подушку и поплясать с ней в обнимку. В самый разгар танца вас настигнет агент, который выдаст инструкции: когда, где и как произойдет сам баттл. Инструкции сможет получить только человек с подушкой в руках».

Остальным на выбор: топ-лоты аукциона Christie’s, участники конкурса «Золотой маски», Фестиваль популярной науки и кино, от секс-экшна до документального хоррора.

В эти выходные в российский прокат выходят девять новых фильмов, включая участника Каннского кинофестиваля 2010 года «Счастье мое» Сергея Лозницы, вторую полнометражную работу Дункана Джонса «Исходный код», очередной фарс от Григория Константинопольского «Самка», а также безудержный «Запрещенный прием» Зака Снайдера.

Практически документальный хоррор «Счастье мое» рассказывает о российской глубинке, которую населяют звероподобные выродки. Нормальные люди, заезжая в эту зону, неизменно теряют разум, словно заражаясь неведомой эпидемией воздушно-капельным путем. Несмотря на то что фильм снят на русском языке русским же режиссером-документалистом Сергеем Лозницей, в его производстве участвовали Германия, Нидерланды и Украина. В частности, оператором ленты выступил румын Олег Муту, снимавший «В субботу» Александра Миндадзе. В мае прошлого года «Счастье мое» вместе с «Предстоянием» Никиты Михалкова участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но безрезультатно. За всем ужасом морали, что в России человек человеку — враг, Лозница затрагивает также еще более неприятную тему, что, возможно, стране пошло бы на пользу, если бы Великую Отечественную выиграли немцы.

«Исходный код» — второй полный метр Дункана Джонса, известного по фильму «Луна 2112». В новой картине речь вновь про инновационные технологии, спасающие жизнь главному герою. Но как и было с «Луной», из научной фантастики «Код» переходит в мелодраму. По сюжету герой фильма (Джейк Джилленхол)— солдат, который по воли спецслужб оказывается в теле незнакомого человека и вынужден раз за разом переживать взрыв поезда, пока не поймет, кто его устроил. За время этих временных путешествий он влюбляется в одну из пассажирок (Мишель Монахэн), решая в итоге спасти ее, а не поезд. Каким бы талантом не был объявлен Джонс после «Луны», но нынешняя работа смотрится скорее как сентиментальная переделка «Дежа Вю» Тони Скотта, чем что-то иное.

В фильме «Самка» Григорий Константинопольский продолжает изучать границы абсурда, рассказывая за полтора часа экранного времени, как героиню, тележурналистику Ларису Дебомонову, похитили говорящие Снежные люди. Но репортер, не растерявшись, записала все на видеокамеру, задокументировав быт соседей по разуму, к которым наведывается милицейский "УАЗик". В главных ролях снялись Екатерина Вилкова, Александр Стриженов, Павел Деревянко и Юрий Колокольников. Фильм полностью отвечает кредо режиссера Константинопольского («8½ долларов», «Кошечка»), который вопреки всему продолжает снимать милый бред.

Наконец, главная премьера уик-энда— секс-экшн от Зака Снайдера «Запрещенный прием». По сюжету этой термоядерной фантазии, красивую сиротку упекают в клинику для душевнобольных. Но Куколка не спешит протягивать ноги, придумав план побега. Ее воспаленный мозг превращает клинику в поле боя, какое еще не снилось ни одному баталисту. Это присказка. Но сказки о спасении не будет. А если и будет, то вернее всего, Зак Снайдер снял свою версию «Алисы в стране чудес», в которой юная прелестница объелась ЛСД, захватив с собой отвязных подружек и атомную бомбу. Чтобы пробираться через зомби-нацистов, драконов, андроидов и самураев-гигантов было веселее, все действо приправлено каверами на Jefferson Airplane, Queen, The Beatles, Bjork и The Pixies.

В пятницу, первого апреля, кинотеатр 35мм при поддержке посольства Нидерландов представил программу прошедшего Роттердамского кинофестиваля. С первого по пятое апреля в кинотеатре будут показы около десяти фильмов голландского кинофорума, а также пройдут мастер-классы с нидерландскими кинематографистами. «Специальным событием фестиваля станет ретроспектива режиссера Дэвида Фербейка, чье имя было открыто в Роттердаме несколько лет назад,— пишет сайт 35мм.— Будут показаны его картины „Ритм“, „Ты здесь?“ и „Клуб „Зевс“». Свой первый фильм режиссер сумел снять за 500 евро. Дэвид Фербейк проведет специальный мастер-класс, в котором расскажет, как можно достичь мирового признания в кино, не потратив денег“.

В особняке Спиридонова 2 и 3 апреля показывают топ-лоты предстоящих торгов аукционного дома Christie’s. В Москву перед торгами «Импрессионисты и модернисты», «Послевоенное и современное искусство», «Русское искусство» и «Старые мастера», которые пройдут в мае и июне в Нью-Йорке и Лондоне, привезли 18 главных лотов, некоторые из которых в России еще не выставлялись.

Полотно Ильи Репина «Парижское кафе», созданное в 1875 году, художник написал во время пребывания во французской столице в качестве стипендиата от Академии художеств. Сюжет картины для Репина, известного в первую очередь работами на традиционно русские темы, нетипичен. Картина выставляется в России впервые, а эстимейт ее составляет рекордную для художника сумму в 3–5 млн фунтов.

Работа «Тополя» Клода Моне, которую тоже привезли в Москву, станет одним из топ-лотов майских торгов в Нью-Йорке с эстимейтом в $20–30 млн. «Тополя»— одна из картин серии из 24 работ, созданных художником в 1891 году. Тогда Моне узнал, что старинные деревья, растущие неподалеку от его дома, собираются срубить, и постарался запечатлеть их до этого момента, при этом, в разной перспективе и при разном освещении. Он писал тополя с небольшой плавучей студии на воде, при этом одновременно работая над разными полотнами, меняя их в зависимости от изменения света. Работа, которая выставляется в Доме на Спиридоновке, считается самой завершенной и масштабной в серии.

Также на предаукционной выставке покажут раннюю работу Пикассо «Дети и игрушки», которая была написана в 1901-м, когда художнику не было и двадцати лет, и выставлялась на первой его парижской выставке в галерее у Амбруаза Воллара. Еще один привезенный в Москву шедевр— «Вид на Эстак» Поля Сезанна. Выставка работает в субботу и воскресенье, вход свободный.

До конца фестиваля «Золотая маска» осталось всего десять дней, конкурсная программа «Маски» сейчас в самом разгаре. В выходные показывают сразу три спектакля, которые номинированы в категории драма/спектакль малой формы: «Электра и Орест»— трагедию Еврипида в современной интерпретации воронежского Камерного театра, «Главное забыл»- инсценировку повести Шолом-Алейхема «Менахем Мендл», которую представляет «Такой театр» из Санкт-Петербурга, и «Возвращение» Андрея Платонова, поставленное в новосибирском театре «Глобус» Олегом Юмовым, недавним выпускником Сергея Женовача.

В спектакле «Электра и Орест» аккуратно объединили две трагедии Еврипида. В первой Электра и Орест, дочь и сын убитого полководца Агаменмона, мстят за отца. Они убивают собственную мать, отправившую Агаменмона в мир иной, и ее любовника Эгисфа. Во второй Электра и Орест, опасаясь расправы за убийство матери, придумывают план спасения с захватом заложницы.

Спектакль стал актуальной и предельно злободневной историей о том, что убийство, даже ради справедливости, может породить только жестокость и новые убийства. Электра и Орест, ступившие на путь мести, из благородных героев постепенно превращаются в преступников.

Режиссер Михаил Бычков перенес действие спектакля в наши дни. На сцене полуразрушенный склад, наполненный деревянными ящиками и железными бочками. С каждым убийством все больше расползается кровавое пятно на полу (сценограф спектакля Николай Симонов номинирован на «Маску» как художник драмы). Кульминацией спектакля становится сцена, в которой Электра, Орест и Пилат, устроив пирушку перед очередным убийством, пьют прямо из бутылки и неряшливо закусывают. Ведет историю женский хор. Его участие в спектакле не позволяет античной трагедии превратиться в современную криминальную драму.

Герой спектакля «Главное забыл» Менахем Мендл— незадачливый торговец, маклер и предприниматель, который решил разбогатеть и отправился из родного села Касриловка в город Егупец, а потом еще дальше, с детским азартом странствуя и пытаясь поймать удачу. Супруга Шейна-Шедл, оставшаяся дома с детьми, пишет ему, стараясь вернуть обратно. Менахем, похожий на Чарли Чаплина, отвечает ей, чаще всего заканчивая письмо фразой «главное забыл». Шейна-Шедл в это время воспитывает детей, ведет дом, и все надеется на возвращение мужа.

В спектакле играют однокурсники Петербургской театральной академии Ирина Полянская и Александр Баргман, создавшие «Такой театр». Поставил его их соученик Михаил Теплицкий, живущий в Израиле. В его интерпретации Менахем и его супруга стали героями трагикомедии о вечном стремлении мужчины сбежать от житейских забот и добиться великой цели. «Главное», о чем забыл герой спектакля— это повзрослеть. Заметно, что Шейна-Шедл азартнее, талантливее и удачливее своего непутевого мужа.

Спектакль «Возвращение» стал одним из лучших спектаклей о войне в череде постановок, приуроченных к 65-летию победы. Олег Юмов, как и его учитель Сергей Женовач, вычленяет из текста Платонова историю о том, как капитан Иванов, вернувшийся домой после четырех лет на фронте, никак не может привыкнуть к мирной жизни, вспомнить, что его в ней радовало, и главное, что привязывало к дому, жене и детям.

Создавая образ страны, изуродованной войной, художник Мария Вольская использует точные и выразительные детали. На сцене полоса рельсов и дрезина, стол и кровать. Атмосферу дополняет виртуозная работа со светом. Вольская и художник по свету Евгений Виноградов номинированы на «Золотую маску», каждый в своей категории. Главным героем спектакля становится неторопливый, наполненный метафорами платоновский язык.а «Винзаводе»

В Москве вторую неделю продолжается идущий на разных площадках второй Фестиваль популярной науки. Проекты фестиваля открыты в Политехническом музее, в центре Artplay на Яузе, а также на «Винзаводе». В «Цехе красного» с 27 марта работает Выставка научно-популярных экспонатов из музеев России. Выставка интерактивная, то есть, посетители могут принять участие в управлении экспонатами и, например, «совершить десятиминутное погружение в космическую реальность и получить ответы на вопросы о строении мироздания» или «составить собственное космическое послание», адресованное представителям внеземных цивилизаций.

В «Цехе белого» 2 апреля открывается еще одна выставка фестиваля «ЖИЗНЬ. Версия науки». «Главный герой выставки», как сообщает пресс-релиз,— «элементарная единица строения и жизнедеятельности живых организмов — клетка», а названия экспонатов вызывают интерес: «Экспрессия генов», «Технологии продления жизни» или «Психика и жидкости организма».