В среду в Москве на Тверской напротив мэрии показательно установили первый торговый киоск нового образца – павильон «Мороженое».Телевизионщики долго пытались добиться от зампрефекта ЦАО ответа на вопрос, чем же «новый модуль мелкорозничной торговли» так выгодно отличается от своего предшественника. Внятного ответа не получили. Потому, наверное, что новый киоск действительно не сильно отличается от привычных разномастных палаток. Не то серого, не то цвета шампанского стандартная коробка 3 на 2 метра. Которая, кстати, совсем не похожа на анонсированный Москомархитектурой еще весной проект. Но, может, оно и к лучшему.

Надо сказать, что сопутствующий мероприятию пафос, похоже, смутил даже самих представителей префектуры. Официальная часть перформанса — то есть торжественное водружение нового Модуля (лучше так, с большой буквы) перед окнами мэрии — началась в 11 вечера (чтобы не мешать движению днем). Эпохальность события чувствовалась во всем: в лицах и движениях рабочих, заботливо сдирающих защитную пленку с надписи «Мороженое»… И только два маленьких и, по сути, несущественных недостатка — отсутствие красной ленточки и не сказать чтобы очень радостное лицо «счастливого обладателя» нового ларька, представителя компании «Айсберри». Только этот киоск обошелся компании в 500 тысяч рублей, а всего у нее по Москве несколько десятков торговых мест. Заменить все палатки единовременно — значительное финансовое бремя даже для относительно крупной мелкорозничной сети. И как итог — возможное подорожание продукции от 30 до 70%.

О том, что у мелкой розницы Москвы должно появиться единое лицо, столичные власти заявляли еще зимой. А уже в апреле Москомархитектура представила на суд общественности типовые проекты палаток, которые не испортят вида столичных улиц: стиль «модерн» для зоны Кремля, «классика» — для центра города и «свободный стиль» — для спальных районов. Но даже если оставить в стороне эстетическую сторону вопроса и вопрос пригодности и удобства их использования для торговли, который, кстати, является одним из ключевых (войдет ли, например, промышленный холодильник?), остается еще один нюанс — их цена. Во сколько обошлась бюджету города разработка проектов, проводились ли в соответствии с законом о госзакупках торги по созданию проектов, кто, наконец, их создал? На все эти вопросы нам не смогли ответить в префектуре ЦАО, которая и организовала показательную установку «потемкинской» палатки, молчит и профильное ведомство — Москомархитектура.

А вот во сколько они обойдутся предпринимателям, уже известно. Изготовление стандартного модуля — от 350 до 450 тысяч рублей (по официальной информации), оформление необходимой технической документации — около 80 тысяч (по сведениям торговцев, уже озаботившихся вопросом), оснащение нового торгового места — от 50 до 100 тысяч (по информации тех же торговцев), плюс демонтаж старого ларька и монтаж нового. Итого: 500-700 тысяч на одно палатко-место. Замена всех ларьков (в рамках борьбы «за цивилизованное лицо города торговли») на новые должна быть завершена до конца года.

В целом же замена ларьков для столичного малого бизнеса сегодня меньшая из бед. А большая — непредсказуемость московских властей, которые еще осенью прошлого года взялись реформировать систему нестационарной торговли по принципу «сначала делаем, потом думаем». То есть вначале показательно сносим — в первые дни ноября это делалось по устному распоряжению работников префектур, чтобы угодить новому мэру (тогда даже не смотрели на договоры аренды и другие документы), а потом, уже в мае, подбиваем «юридическую базу» — то есть разрабатываем схему размещения палаток с учетом нужд конкретного района и требований дорожников.

В июне в Москве начались первые торги (открытые аукционы) за право использования каждого торгового места сроком на три года. Стартовая цена лотов в ЦАО — от 4,5 тыс. рублей за палатку с хлебом на Люсиновской улице до 103 тысяч за размещение цветочной палатки и общепита на Новинском бульваре (в префектуре уверены, что по итогам торгов цена может вырасти и до миллиона рублей). Предпринимателям уже поступают предложения помочь выиграть аукцион. Такса — 700 тысяч рублей за место в спальном районе. Жалуются торговцы и на префектуры, которые начали отстранять неугодных предпринимателей от аукционов, выявляя ошибки в оформлении документов, которые подаются для участия в торгах.

Однако если раньше торговцы размещали свои «нестационарные» объекты на основании договора аренды земли, то теперь, по итогам аукциона, будут лишь получать право на размещение объекта сроком на три года. А по истечении срока — новый аукцион, и возможно — новый торговец с новым киоском. Куда после таких изменений девать сами торговые модули, предприниматели не знают. Разве что на дачу отвезти…

Источник: Новая газета, Зинаида Бурская