Изначально служба в российском флоте была пожизненной – указом императора Петра Первого обозначена как «Непременное и вечное узнавание нового в морском и речном деле для блага и процветания флота русского». Корабелы превратились в «белую кость» и пользовались огромными привилегиями. Вплоть до начала 19-го века аренда теплохода в Москве , как теперь предлагает портал teploxodik.ru была делом немыслимым даже для высокопоставленных лиц империи, включая московского генерал-губернатора. Близость столичного Петербурга и строгие традиции российского судоходства превращали подобное мероприятие в авантюру, могущую вызвать высочайший гнев венценосных особ.

Зато сибирские купцы, промышленники и губернаторы к тому времени уже лет сто, как узнали прелесть банкета на теплоходе – тут срабатывало извечное сибирское вольнодумство. Исконная забава «доплыла» до Волги и Москвы-реки лишь с образованием в европейской части России частных судоходных компаний и верфей. Построить собственный речной теплоход стало для купцов и гражданских чинов делом чести, а среди военных высшим шиком считалось устроить банкет на арендованном у «шпака» судне.

К тридцатым годам 19-го столетия Москву-реку и Волгу бороздило уже более 50 частных прогулочных теплоходов, колёсных, конечно. Некоторые капитаны вовсю промышляли провозом нелегальных товаров, прикрываясь именитыми гостями: досмотру не подлежали суда с дворянами на борту. Небольшая кают-компания, четыре-пять столиков на открытой палубе, цыганский хор с медведем – так выглядел «загул» того времени. По совести говоря, идею водных ресторанов и шикарных, на пятьдесят гостей, банкетов сибиряки, русские и американцы попросту слизали у китайских и африканских плотогонов.

Ленивое течение рек и живой нрав южан доводил до неожиданных свадеб на длинных многосекционных плотах: иногда их сплав длился по полгода, с длительными остановками, попутными пассажирами и кражей невест. Артур Мак-Кински в 1839 году сплавлялся по Нилу в компании плотогонов от озера Виктория, чтобы через 5 400 километров и одиннадцать месяцев приплыть к Средиземному морю с двумя женами и сыном от одной из них.

Согласно его запискам, на составном плоту длиной около ста шестидесяти ярдов постоянно проходили празднования, свадьбы, чествования умерших и вовсе непонятные для британца ритуалы. После возвращения на родину он открыл первый в Шотландии плавучий ресторан в Глазго, на реке Клайд, который стоял на приколе всего в десяти футах от берега, и пользовался бешеным успехом у горожан.

Идею подхватили, и в наше время в Москве можно арендовать теплоход для банкета «водоизмещением» в 300 гостей, с отделкой не уступающей лучшим ресторанам мира.