Купленные семь лет назад Москвой дирижабли и аэростаты (город заплатил за них почти 330 млн руб) лежат без дела на складах, дожидаясь истечения срока службы. Наталия БЕРИШВИЛИ, газета «Новые Московские Новости» выясняла, что помешало реализоваться старой идее Юрия Лужкова – следить с воздуха за обстановкой на столичных улицах и автомагистралях.

Dirizhabli_Moskow

В 2009 году Юрий Лужков предложил спасать тонущих в водоемах
с помощью дирижаблей. "Там должен быть специалист, который
мог бы прыгнуть в воду и помочь человеку, который находится в
сложной  ситуации", – сказал Лужков.
Автор рисунка – Сергей Елкин, РИА Новости.

В 2004 году правительство Москвы решило бороться с преступностью и следить за дорогами с воздуха, для чего приобрело четыре дирижабля и три аэростата. Также купили необходимое техническое оборудование и видеоаппаратуру. Все это обошлось бюджету почти в 330 млн руб (если точно 329,4 млн руб.). На сегодняшний день ни один из дирижаблей и аэростатов не используется. Эти машины пылятся в ангарах. Но на их хранение выделяются из бюджета немалые деньги. Только на содержание двух дирижаблей – около 7 млн руб рублей в год.

«Аэростаты и дирижабли приобретались для контроля над дорожной ситуацией. Они оборудованы мощными видеокамерами, специальной техникой, с помощью которой оператор получает картинку на мониторе, даже если находится на удаленном расстоянии», – объясняет Сергей Горбунов, начальник отдела по связям с общественностью ГУ «Московские авиационные услуги» (на балансе именно этого учреждения находятся городские дирижабли и аэростаты). По его словам, воздухоплавательная техника была передана авиаотряду специального назначения ГУВД города. Милиционеры, как говорит Горбунов, используют один дирижабль и несколько аэростатов «где-то на МКАД, на крупных развязках».

Однако в ГУВД сообщили, что увидеть дирижабль в городе практически невозможно, он содержится на охраняемой территории. Как выяснили «МН», суда хранятся в бетонном ангаре в городе Жуковском, на территории Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева. «Дирижабль просто стоит, периодически подкачиваем гелием», – говорит Анатолий Родин, главный инженер завода. За это завод ежегодно получает деньги из бюджета Москвы. Например, за период с 2009 по 2010 год – 2,4 млн руб. Дирижабль находится здесь с 2004 года.

Остальные три столичных дирижабля пылятся на складах фирмы-производителя «Авгуръ». Два из них – в разобранном состоянии, третий – собран и накачан гелием. Несколько лет назад его доставили в «Авгуръ» для модернизации. Как рассказал Вадим Тимошенко, технический директор компании, пока шли согласования о том, как использовать дирижабли в Москве, появилась более современная видеоаппаратура. Город выделил из бюджета деньги на усовершенствование дирижабля. Но основная часть средств так и не поступила. «Как только появится финансирование, мы возобновим модернизацию», – пообещал технический директор. За хранение этого дирижабля за период с 2009 по 2010 год Москва заплатила 4,2 млн рублей.

Вадим Тимошенко рассказал, что на территории компании «Авгуръ» хранятся и все три аэростата, приобретенные Москвой в 2004 году. Два года назад вышел срок годности их оболочек. Один из этих аэростатов несколько лет назад был установлен на ВВЦ. Но чтобы фиксировать дорожную ситуацию, нужны были радиочастоты, разрешения на их использования не оказалось, и аэростат увезли обратно на склад.

По мнению Анастасии Мирошниченко, гендиректора компании «Авиаперсонал», использовать дирижабли в целях мониторинга пробок на дорогах — хорошая идея. Но воплотить ее удастся еще не скоро – согласно федеральным правилам использования воздушного пространства, над Москвой могут летать только вертолеты МЧС и службы «скорой помощи». Всем остальным, чтобы совершить полет, нужно в 10-дневный срок получить разрешения управления транспорта и связи, подразделения органа гражданской, экспериментальной и государственной авиации Генштаба, ФСО и ГУВД. «На моей памяти еще никому не удалось собрать документы и совершить полет над столицей», – говорит Мирошниченко. По ее словам, в других регионах России добиться разрешения на полет вполне реально. С ноября прошлого года введена процедура уведомительного полета, порядок использования воздушного пространства стал более свободным.

«Если дирижабли нельзя использовать в Москве, то почему их не отдадут Московской области или другим регионам России?», - задается вопросом Анастасия Мирошниченко. По ее мнению, воздухоплавательную технику можно было бы использовать и в учебных целях, показывать детям. «Это инвентарь, который заинтересует детей. А затраты можно было бы покрывать с помощью рекламы. Обидно чертовски, что все пропадает»,– считает Анастасия.

«Гниющие на складах дирижабли и аэростаты — это нецелевое использование бюджетных средств, за которое нужно привлекать к уголовной ответственности, – говорит Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, – Деньги потрачены на абсолютно бесполезное дело, такие покупки не обходятся без коррупционного лоббирования», – уверен он.