«Любимые пространства для моей скульптуры – природа» – заявляет мастер. В этом смысле «Музеон» вполне подходящая площадка, но выставка здесь еще и трудный экзамен. Нужно сохранить свое лицо, не затеряться в толпе скульптур наполняющей парк.

Korneev_TunyaevaПроизведения Виктора Корнеева – скульптора с именем, уроженца Тамбова, выпускника пензенского художественного училища и московской Строгановки, известного не только в России, но и Швеции, Норвегии, Франции и Германии, конкуренцию за вдумчивого зрителя выдерживают. В них соблюден тот баланс мужественной основательности и трепетной эфемерности, которой составляет саму суть искусства ваяния. Думается, идея равновесия, поиска точки опоры в зыбкой реальности, тверди в волнующемся океане, – лейтмотив экспозиции. Она состоит из двух частей, двух тем, несхожих по средствам визуального воплощения, но внутренне взаимно сбалансированных.

Первая – это серия скульптурных портретов российских художников авангардистов XX века Татлина, Малевича, Петрова-Водкина, Кандинского, Шагала, выполненных в манере острой и экспрессивной, но не выходящей из рамок реалистической традиции.

В противовес этой мужской конкретике другая часть экспозиции – галерея обобщенных женских образов – символов, восходящих к архетипам. Композицию три грации, как поясняет скульптор, он создавал в 1990-е годы и потому мотив баланса над бездной здесь вполне естественен. Обнаженные фигуры вознесены на высокие столбы – пьедесталы. Одна из них отдаленно напоминающая советскую девушку с веслом из соседнего Парка Горького, воплощает ушедшую эпоху. Вторая – в экстатическом танце над пропастью с кувшином на голове, видимо, предвосхищает день грядущий. Третья, из последних сил пытающаяся удержаться на вершине, – символизирует современность.

Гораздо более абстрактна и сложна для толкования другая композиция. На низких постаментах возлежат три расчлененных женских торса. В своей откровенной первобытной наготе они словно природные объекты: расколотые валуны, разрубленные деревья. Или только что раскопанные артефакты архаичной цивилизации. У произведения неожиданное название: «Вера, Надежда, Любовь». На законное недоумение зрителей и, особенно, зрительниц художник отвечает: ему хотелось побудить посетителя к сложной внутренней работе, сдвинуть его сознание с мертвой точки. В аннотации же выставки указывается, что исследуя архитипическое, художник пытается приблизиться к черте, за которой «кончается искусство и дышит почва и судьба».

В переломные революционные времена между прошлым и будущим неизбежно возникает пропасть, пустота. В нее уже канули многие, погнавшись за модой, размениваясь на халтуру и кич. Виктор Корнеев продолжает свой путь канатоходца, находя баланс традиции и новаторства. О неуклонности маршрута мастера говорили его собраться по искусству на открытии выставки. Она стала дебютной и для нового директора «Музеона» Елены Тюняевой, сказавшей вступительное слово и перерезавшей вместе с героем дня красную ленточку. Скромная и теплая церемония завершилась импровизированной экскурсией автора по своей экспозиции.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru

На снимке: директор «Музеона» Е. Тюняева и скульптор В. Корнеев на открытии выставки