Впервые Москва-река была запружена между Берсеневкой и Остожьем еще в 1786 г., одновременно с окончанием работ по прокладке Водоотводного канала. Предполагалось, что это ослабит риск опустошительных паводков и улучшит условия судоходства. Но уже в августе того же года безобидная с виду Москва-река прорвала плотину, размытую обильными дождями...

Давняя идея получила вторую жизнь только через полвека. После наполеоновского нашествия Москва интенсивно отстраивалась. Бурно развивалась промышленность и торговля. Рост этот явно тормозился несовершенством транспортной системы. Железных дорог в России еще не существовало, а лошадь и подвода уже не справлялись с возросшим объемом перевозок. Посему ставка была сделана на самый дешевый и грузоподъемный вид транспорта – водный.

Для этого требовалось значительно улучшить условия судоходства на Москве-реке. Ее глубина в межень в некоторых местах не превышала и полметра. В центре города реку перегораживал старый Каменный мост, непроходимый для больших судов. Тогда решено было сделать судоходным Водоотводный канал. В 1830-х годах его расширили и углубили. На восточном конце канала близ Краснохолмского моста соорудили плотину и шлюз. Одновременно Москву-реку перегородили у Бабьего городка, чуть ниже стрелки.

Бабьегородская плотина была открыта в 1836 г. Ее «отверстие» составляло 100 м. Плотина была необычной по конструкции – деревянной, разборной. Во время ледохода ее разбирали, после окончания паводка собирали вновь. На каждую операцию уходила примерно неделя.

Плотина подняла уровень реки здесь на 2,8 м. Было затоплено знаменитое мелководье – Крымский брод. Подпор плотины ощущался уже в 15 верстах выше по течению – у Филей и Шелепихи. В результате гидротехнических работ 1830-х гг. открылись новые возможности для судоходства. Грузовые барки могли швартоваться в центре города – на Болоте и Балчуге. В межень затворы Бабьегородской плотины периодически открывались, массы воды устремлялись вниз по течению, повышая уровень реки вплоть до Коломны. На гребне этой волны караваны судов могли преодолевать многочисленные мели и перекаты.

В 1853 г. у плотины на остоженском берегу было построено водоподъемное сооружение. Отсюда проложили трубы на Арбат, Пречистенку и Тверскую. Но Бабьегородский водопровод оказался маломощным, зимой часто замерзал, весной забивался грязью. Москвичи невысоко ценили воду с Бабьего городка, считая ее невкусной.

В зимнее время покрытый льдом разлив реки у Бабьегородской плотины становился местом любимейшей народной забавы. Здесь проходили кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Порой разыгрывались настоящие сражения с участием сотен бойцов. Фаворитами соревнований традиционно считались рабочие близлежащей ткацкой фабрики Бутиковых.

В 1881 г. у плотины установили постоянный гидрологический пост для наблюдения за уровнем реки. Измерения здесь ведутся и по сей день. Нет только самой плотины. Старинное сооружение не раз реконструировалось и дожило до 1937 г. Создание водной системы Москва – Волга сделало Бабьегородскую плотину ненужной, ее снесли.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©