В Центральном доме художника до самого конца нынешней недели проходит XXII Российский антикварный салон (РАС). Сейчас это мероприятие даже не воспринимается как событие, скорее, как рабочий момент. Немудрено - РАСы проходят каждые полгода на протяжении уже одиннадцати лет. Хотя теперешний салон обладает некоторыми отличительными чертами. Вероятно, он запомнится наблюдателям российского антикварного рынка.
Первое, что бросается в глаза - измененные сроки весеннего РАСа. Раньше он всегда был приурочен к мартовским календам: имелось в виду, что потенциальные покупатели подыскивают подарки своим дамам сердца, тут-то и окажутся рядом антиквары с ювелирными изделиями и прочим винтажем.
Сейчас сроки перенесли. В результате оказалось, что теперь салон совпадает с "русскими аукционами" в Нью-Йорке (16, 17, 18 апреля крупнейшие мировые аукционные дома Sothebys и Christies проводят специализированные торги русского искусства). Конечно, это отвлекает внимание профессионалов от нашего локального события. Да и публика, похоже, не привыкла пока к новым срокам - посетителей в залах теперь заметно меньше.
Так что в этом организаторы явно проиграли. Кроме того, нескольких очень крупных операторов рынка на этот раз на салоне нет. Например, не участвуют арт-центр "Бельведер", музей "Арбат-Престиж". А, скажем, "патриарх" торговли искусством соцреализма Леонид Шишкин, ранее постоянно занимавший один из крупнейших стендов, и даже проводивший во время работы салона аукционы прямо в ЦДХ, сейчас ограничился небольшой информационной витриной на первом этаже Дома художника, рядом с многочисленными информспонсорами.
XXII Салон выявил и некоторые тенденции. Во-первых, все большее число участников представляет так называемые тематические проекты. То есть не просто выставляет надерганные у партнеров или "владельцев" работы: картины, графику, мебель, прикладное искусство. А пытаются выстроить некие линии и показать направления или стили в искусстве. Таких проектов в нынешней экспозиции более десяти. Назовем наиболее заметные. Качественное западное искусство импрессионистов и постимпрессионистов выставляет недавно открытая галерея "Школа" (Моне, Ренуар, Сислей, Пикассо). Ту же тему, чуть по-другому, раскрывает и старый игрок на антик-рынке, галерея "Элизиум": здесь выставлены "интернациональные художники" (Кандинский с самой, наверное, дорогой картиной салона, стоимостью в несколько миллионов долларов, а также Леже и снова Пикассо с Ренуаром). Галерея Ravenscourt выставляет эскизы тканей Дюфи. Галерея Кирилла Данелия - индийскую скульптуру X-XI вв. Пожалуй, только проект галереи "Альбион" связан исключительно с русским искусством: здесь выставляют "Александра Бенуа и его соратников".
Вот, кстати, и еще одна яркая тенденция весеннего салона: все больше антикваров ориентируются на "нерусское" искусство, будь то классический Запад или не менее классический Восток. По словам организаторов, 25 галерей - участников нынешнего РАСа выставляют исключительно эти стороны света.
Источник: "Московские новости"