Очередное заседание Литературного клуба на Пятницкой было посвящено теме «Анна Ахматова и Замоскворечье», его вёл протоиерей Михаил Ардов — известный русский писатель, мемуарист автор книг «Возвращение на Ордынку», «Легендарная Ордынка. Портреты», "Монография о графомане. Воспоминания» и многих других. Проходило заседание в просторном зале КДЦ «Орбита», куда пришло не менее сорока человек. Устроившись за столиками они с живым вниманием слушали человека, который «вырос на коленях Ахматовой», общался с Пастернаком, Бродским, Зощенко...

Рассказав об ахматовских местах в Замоскворечье, о. Михаил ответил на десятки вопросов. Гости в полной мере воспользовались возможностью услышать из первых уст эпизоды из ордынской жизни Ахматовой и рассказы о других именитых гостях гостеприимного дома Ардовых.

Также был затронули вопрос создания в квартире на Б. Ордынке, 17 мемориального музея. О. Михаил и его единоутробный брат Народный артист Алексей Баталов, готовы передать музею старую мебель, картины, книги и фотографии из семейного архива. Но власти города, к сожалению, никак не могут решить вопрос с помещением. Впрочем, братья решили – если не получится сделать филиал Литературного государственного музея, то будет учреждён частный музей — две комнаты в четырёхкомнатной квартире.

Обсуждение серьезных вопросов чередовалось на вечере с веселыми «рекламными паузами». Речь писателя изобиловала афоризмами, шутками, анекдотами и экспромтами. Так что гостям вечера не пришлось скучать ни минуты.

Как сказал о. Михаил, серьёзные стихи он писать никогда не решался: «Как можно, когда в комнате рядом Ахматова, а к ней в гости приходит Пастернак! Но желание играть в слова, вкус к юмору, – со всем этим я рос. Даже когда к этому прибавилась религиозность, я от любви к юмору не избавился и не считаю нужным избавляться. Хорошо, если бы среди православных людей было меньше ханжей, надевающих на себя маски смирения, постничества, в то время, когда Евангелие советует нам, когда постишься, делать это так, чтобы никто не видел. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне.» (Матф. 6:17-18).

Впрочем, закончилось заседание на веселой ноте: батюшка прочитал сочиненную им считалку с серьезным на первый взгляд названием: «Краткая история русской литературы в изложении для детей младшего дошкольного возраста»:
   ◦Раз, два, три, четыре, пять. Вышел Пушкин погулять. Тут Дантес вдруг выбегает, прямо в Пушкина стреляет. Пиф-паф, ой-ё-ёй, умирает Пушкин мой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять. Вышел Лермонтов гулять. Тут Мартынов выбегает, в Лермонтова он стреляет. Пиф-паф, ой-ё-ёй. Лермонтов уж не живой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять. Лев Толстой пошел гулять. Тут графиня выбегает, от нее он удирает. Скандал, ой-ё-ёй, умирает Лев Толстой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, шел Есенин погулять. Тут никто не выбегает, да никто и не стреляет. Скандал, ой-ё-ёй. И висит он неживой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, Маяковский шел гулять. Тут никто не выбегает, сам в себя он вдруг стреляет, пиф-паф, ой-ё-ёй. Маяковский неживой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, вышел Горький погулять. Врач-убийца выбегает, яд в конфету он влагает. Теракт, ой-ё-ёй, умирает Горький мой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, вышел Зощенко гулять. Тут вдруг Жданов выбегает, и доклад ему читает. ЦК, ой-ё-ёй, Зощенко весь больной.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, Пастернак пошел гулять. Альфред Нобель выбегает, премию он предлагает. Скандал, ой-ё-ёй, Пастернак уж неживой.
   ◦Раз, два, три, четыре, пять, Солженицын шел гулять. Тут Андропов выбегает, гражданства его лишает. Скандал, ой-ё-ёй. Но Солженицын все живой!

А вот еще одна зарисовка от о. Михаила:
«В дачном посёлке под Питером Комарово, туристам показывают могилу Ахматовой и домик Литфонда, где она жила летом. Наши туристы спрашивают гидов: а она именно в этом доме и повесилась?».

В конце вечера была устроена викторина, и лучшие знатоки творчества Ахматовой получили книгу о. Михаила Ардова «Заметки кладбищенского попа». А все желающие смогли получить автографы и даже сфотографироваться с живым свидетелем давно ушедшей Эпохи!

Иллюстрация: А.А. Ахматова. Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице.