Под занавес года Юрий Любимов выпустил свою первую в этом сезоне премьеру – "Арабески" Гоголя. Дива барочной оперы Симона Кермес исполнит программу "Рождественская ночь в опере" по произведениям Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Дж. Ферандини. Синекожие инопланетяне воюют с людьми в сверхзрелищном и сверхсовременном кино "Аватар" от Джеймса Кэмерона. Японская гравюра XIX века из частной коллекции – в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пойти в театр

"Арабески"

Под занавес года Юрий Любимов выпустил свою первую в этом сезоне премьеру - "Арабески" Гоголя. Задумка мастера - поставить не определенную пьесу, а "всего автора": нечто подобное режиссер уже демонстрировал в спектакле 1978 года "Ревизская сказка". В "Арабесках" мы видим Гоголя как бы "в объеме": немного из "Старосветских помещиков", немного из "Выбранных мест...", чуть-чуть из переписки с матерью и воспоминаний современников. Как всегда, "Таганка" подошла к постановке креативно, избрав три довольно необычных для драматического театра жанра: народные песни, певческие фрагменты композитора Владимира Мартынова и произведения Шнитке в исполнении самих артистов театра.

20 декабря. Театр на Таганке, 19:00.

"Записки сумасшедшего"

Римас Туминас возродил к жизни моноспектакль Юрия Краскова, который актер создал собственными силами пять лет назад. В новой версии он не утратил былой пронзительности и дополнился фирменным туминасовским образным рядом.

Худрук не стал менять рисунок роли или концепцию спектакля, зато переместил Поприщина в визуально совершенное пространство. Так что достоинства этого интеллигентного прочтения Гоголя с неожиданными вкраплениями текстов других произведений классика, забавными интермедиями и прочувствованной лирикой остались при нем и дополнились фирменным туминасовским образным рядом.

19 декабря. Театр им. Евг. Вахтангова (Малая сцена), 16:00.

"Разбойники"

Автор: Фридрих Шиллер. Режиссер-постановщик: Василий Бархатов. В ролях: Евгений Плиткин, Юрий Румянцев, Владимир Моташнев.

Звезда оперной режиссуры Василий Бархатов, который уже успел прославиться своими постановками в Мариинском театре, первый раз взялся за драму. В качестве дебютной пьесы выбрал "Разбойников" Шиллера. Сложный романтический текст он, как и положено режиссеру современному, сократил, переиначил и перенес действие в Европу XXI века. К тому же, добавил живой музыки. В спектакле играть будет и пианист Игорь Горский, который исполняет фортепианные произведения Шуберта.

Итак, у папаши Максимилиана фон Моора, богатого отставного вояки, есть два сына, один (Карл Моор) учится в престижном университете, другой (Франц Моор) повесничает дома. Оба принадлежат к числу "золотой молодежи", и оба от скуки устраивают арт-провокации, которые постепенно превращаются в настоящие преступления.

19, 20 декабря. Театр им. А.С. Пушкина (филиал), 19:00.

"39 ступеней"

Режиссер: Мария Эйткен. В ролях: Всеволод Болдин, Дмитрий Щербина, Людмила Халилуллина, Анна Якунина.

"39 ступеней" - первый случай, когда на нашу сцену переносится развлекательный спектакль (до этого так переносились только мюзиклы). Первоисточником сюжета служит шпионский роман, написанный в 1915 году репортером "Таймс", будущим генерал-губернатором Канады Джоном Баканом. Главный герой Ричард Хэнней случайно ввязывается в историю государственного масштаба и, проявив чудеса смелости и смекалки, спасает Великобританию от утечки стратегически важной информации.

В 2005-м их идею развил актер и комедиограф Патрик Барлоу. Его комический детектив, выдержанный в стиле британского ретро, с успехом кочевал по сценам лондонского Вест-Энда, после чего добрался до американского Бродвея. Там его и увидел продюсер переноса Дмитрий Фикс.

Сто минут чистого сценического действия исполняют всего четверо артистов. Главного героя играет Дмитрий Щербина, всех женщин разом - Анна Якунина, а двое комиков, Макс Шахет и Александр Горшков из труппы Театра на Юго-Западе, исполняют почти сотню эпизодических персонажей - констеблей, шпионов, злодеев, добропорядочных британцев и даже пожилых леди.

20 декабря. Театр им. Станиславского, 19:00.

Пойти на концерт

Монти Александер и его ансамбль (США)

В рамках абонемента "Джазовый Олимп" выступит Монти Александер (фортепиано) и его ансамбль (США). "Этот парень подобен взрывчатке", – сказал о нем легендарный Фрэнк Синатра.

Пианист и композитор Монти Александер (1944) родился на Ямайке, где уже в детстве начал играть блюз и рэгги. Поворотом в судьбе 17-летнего юноши стал ошеломивший его концерт Луи Армстронга. Монти перебирается в Нью-Йорк, где совершенствует свое искусство импровизации. Вскоре он обратил на себя внимание джазовых авторитетов, в том числе Оскара Питерсона, с которым его потом все время сравнивали. Уже первая пластинка Монти (1965) получила резонанс. За 40 лет он выпустил полсотни дисков как лидер джаз-ансамблей (в основном, трио) и еще больше – как участник разнообразных популярно-джазовых проектов Квинси Джонса, Диззи Гиллеспи, Кларка Терри. Альбом Монти Александер и певицы Натали Коул Unforgettable (1991) получил Grammy.

19 декабря. Московский международный дом музыки (Светлановский зал), 19:00.

Симона Кермес, сопрано (Германия)

Симона Кермес – "дива барочной оперы" - одна из наиболее востребованных певиц современности. Дебют Симоны состоялся в нью-йоркском Карнеги Холл. Оглушительный успех выступления позволил юной певице заявить о себе и в других крупнейших культурных центрах мира. Необычайная сценическая энергетика, виртуозная вокальная техника и потрясающая чистота голоса Симоны Кермес позволяют ей обращаться как к произведениям, стоящим у истоков оперного жанра, так и к современным композициям. При этом особое место в творчестве певицы занимают барочные оперы и оратории: она участвовала в записях "Деидамии" и "Сотворения мира" Й.Гайдна, "Роделинды" Г.Генделя и "Освобожденной Андромеды" А.Вивальди.

В Москве будет исполнена программа "Рождественская ночь в опере" по произведениям Г.Ф.Генделя, Дж.Бонончини, А.Вивальди, Дж.Ферандини.

20 декабря. Московский международный дом музыки (Камерный зал), 19:00.

The Orb (Великобритания)

Британский коллектив The Orb, ставший в 90-е одной из авторитетнейших электронных групп в мире, презентует свой последний на данный момент альбом Baghdad Batteries.

Этот концерт The Orb поистине уникален. Несмотря на обилие скептиков, которые говорят, что все более-менее культовые группы приезжают в Россию с гастролями, когда их звездный час за рубежом уже давно пробил, благодаря The Orb можно с легкостью опровергнуть это суждение. Вернувшись в 2008 году на мировой музыкальный Олимп с альбомом The Dream, они напомнили нам о тех славных временах, когда об Orb писали, говорили, восхищались и называли эмбиент-группой №1. Их концерта ждут по обе стороны Атлантики, а мы уже совсем скоро сможет насладиться звуками "искусства шумов" последней пластинки Baghdad Batteries.

19 декабря. "ГлавClub" ДК Горбунова, 20:00.

Пойти в кино

"Аватар"

США, 2009. Боевик, приключения, фантастика. Режиссер: Джеймс Кэмерон. В ролях: Мишель Родригес, Сигурни Уивер, Джованни Рибизи, Зоэ Салдана, Сэм Уортингтон.

Синекожие инопланетяне воюют с людьми в сверхзрелищном и сверхсовременном кино от Джеймса Кэмерона. Создатель "Терминатора" и "Титаника" знает рецепт фильмов на все времена. "Аватар" снят по одному из таких рецептов. Замысел был с размахом. Именно поэтому осуществить его, а идея "Аватара" появилась в 1999 году, удалось только через 10 лет. Джеймсу Кэмерону не хватало то денег (планируемый бюджет $400 млн. был урезан почти вдвое), то технических достижений кинопрома. В результате "Аватар" стал революционным фильмом для компьютерно-игрового кино. В нем впервые использованы новейшие технологии, позволяющие создавать виртуальных персонажей, ничем не отличающихся от реальных.

Главный герой "Аватара" - морской пехотинец в инвалидной коляске, которому поручают ответственную миссию на планете Пандора. Там добывают ценный минерал, однако условия добычи осложняются не только отсутствием пригодной для дыхания атмосферы, но и агрессивным местным населением. Для Джейка Салли и других покорителей Пандоры создают генномодифицированных аватаров - гибрид человека и коренного пандорца. Миссия людей на опасной планете вполне себе воинственна. Однако знакомство с симпатичной принцессой местного племени все меняет для Джейка Салли.

Синекожие большеглазые инопланетяне и аватары, да и сама планета с летающими островами, всевозможными тварями и всем тем, до чего дошла современная научная фантастика, отличный повод для сверхзрелищного фильма. Впрочем, настолько сильная и эффектная визуальная составляющая вполне может отодвинуть на десятый план все прочие немаловажные для кино моменты - идею, эмоции и иные не поддающиеся технологиям странности. Фильм рекомендован к просмотру в 3D формате.

19, 20 декабря. Кинотеатры Москвы.

"Реванш"

Австрия, 2008. Драма. Режиссер: Гётц Шпильман. В ролях: Ханнес Танайзер, Йоханнес Криш, Андреас Люст, Урсула Штраусс, Ирина Потапенко.

Номинированная на "Оскар" и собравшая призы на других кинофестивалях сильнейшая драма австрийского режиссера Гетца Шпильманна. Шофер владельца венского борделя и украинская проститутка решают начать новую жизнь. Для побега из Вены им нужны деньги, и они решают ограбить банк в австрийской деревне. В этой идиллической глуши ведут на вид спокойное существование сельский полицейский и его жена. Реальное или мнимое, но спокойствие, разумеется, будет нарушено. Драма, которая начинается как история новых Бонни и Клайда, превратится в историю мести и искупления, бушующую страстями - еще более острыми на фоне окружающей тишины и спокойствия.

Тонкий, психологичный и пронзительный фильм для ценителей по-настоящему хорошего кино.

19, 20 декабря. Кинотеатры Москвы.

Пойти на выставку

"Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси (1797–1861) из коллекции А.С.Орлова-Кретчмера"

Японская гравюра XIX века из частной коллекции Орлова-Кретчмера - глядя на эти рисунки, легко догадаться, откуда у современного аниме "ноги растут".

Утагава Куниёси, наверное, самый известный за пределами Страны восходящего солнца рисовальщик гравюр за всю историю Японии. Славу ему принесли 108 героев Суйкодэн, которых он изобразил на пяти картинах и бесчисленном количестве гравюр, что помогло ему стать заслуженным мастером Укиё-э.

Это самое трудно воспринимаемое русским ухом Укиё-э - такой вид массового искусства, которым в XVIII-XIX веках в старом Эдо (нынешним Токио) не увлекался только ленивый человек. На них художники изображали отчаянно мелодраматические сюжеты: погибающих героев, сцены из кабуки и пейзажи, которые нынче растиражировали на календариках и компьютерных обоях. Первые удавались художнику особенно хорошо. Кстати, Куниёси - совсем не фамилия, а профессиональная кличка. Перевести ее можно как "рисующий воинов".

У Александра Орлова-Кретчмера довольно большая коллекция этих самых воинов, на нее и можно будет посмотреть в Музее личных коллекций. Серия гравюр "Сорок семь преданных самураев" написана на излюбленный японцами сюжет: сорок семь самураев, отомстив обидчику их господина, превратились и в преступников, которых по Закону ожидала казнь, и в кумиров общества, воплотивших собою идеал истинного воина Японии. И в этих незамысловатых картинках привлекает не только визуальный ряд.

15 декабря – 14 февраля. Музей личных коллекций (филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Александр Рукавишников "2000 лет война"

Проект "2000 лет война" начался в тот момент, когда галерист Александр Якут увидел в мастерской скульптора Александра Рукавишникова бронзовую голову Голиафа. За этим последовали бронзовые головы других воинов, из разных стран и эпох - от гладиаторов и крестоносцев до красноармейцев и солдатов вермахта. Теперь головы накопились в таком количестве, что ими удалось заполнить Аптекарский приказ Музея архитектуры - и это еще не предел.

15 декабря - 15 января. Музей архитектуры им. А.В.Щусева.

"Сидеть!"

Стулья, лавки, табуретки XIX - первой половины XX века, привезенные из русской глубинки. Правильнее было бы назвать эту выставку в прошедшем времени. На этих сделанных вручную стульях сидели крестьяне из Ярославской, Архангельской, Псковской и прочих российских губерний. Теперь эти стулья, лавки, табуреты из деревенского патриархального быта привлекают внимание галеристов из "Проуна". Особенно хороши расписные, созданные для украшения избы стулья и скамейки. Не поддается сомнению, что уже изначально неизвестный автор видел в них скорее арт-объект, чем предмет мебели, хотя слов таких не знал.

17 декабря – 24 января. Центр современного искусства "Винзавод".

Пойти в ресторан

"Kinki"

Открывая ресторан в Крылатском, управленцы сети "Кофемания", к которой принадлежит "Kinki", ориентировались в первую очередь на менеджеров высшего звена и заезжих жителей Рублевки. Для них при содействии японской студии Super Potato обили дорогими породами дерева внутреннее пространство, отрегулировали медитативное освещение и установили вечерний режим работы по будням.

С учетом финансовых возможностей целевой аудитории формировали и ценовую политику: калифорнийские роллы, без которых в Москве никуда, тем более если речь идет о паназиатской кухне, стоят 650 р., суп мисо - 410 р., горячее - в среднем от тысячи, фирменное блюдо "Золотая рыбка kinki" оценивается в 2900 р. Главная энергетическая зона ресторана - японский гриль робата, который топится исключительно углем бинчотан из особой породы дуба. С помощью этой хитрой трехступенчатой конструкции блюда из мяса, рыбы и овощей готовятся на открытом огне в присутствии посетителей. Получается, надо сказать, очень вкусно, сочно и нежно - будь то говяжий стейк "Блек ангус" (1350 р.) или черная треска (1700 р.) с зеленой или белой спаржей (490 р.). Помимо этого в Kinki удивительно толковая винная карта, компактная, отлично сбалансированная.

"Doce Uvas"

Тапасы, паэльи и гаспаччо – так, как мы их себе представляем, и немного сложнее - в новом испанском ресторане "Doce Uvas" ("12 виноградин"). Чуть меньше искусства и чуть больше бизнеса – ресторанная Москва доживает нынешний год по этому принципу. Так что неудивительно, что Адриан Кетглас, выходец из мишленовского "Read’s" на Майорке открыл ресторан традиционной испанской кухни. Удивительно другое – прикрывшись вроде бы классическими названиями, Кетглас умудрился даже такой низкий жанр, как тапас, превратить в гастрономический объект. Тем, кто и мысли раньше не мог допустить о существовании изысканного авторского блюда за 150 рублей, теперь есть чем заняться.

Пресловутое блюдо за 150 р. – гаспаччо и рожок со вкусом хамона. Ярко-желтое гаспаччо можно было попробовать еще летом, когда ресторан "Doce Uvas" существовал только как летняя веранда. С наступлением холодов "12 виноградин" предъявили два теплых полосатых этажа, а гаспаччо перекочевал из первых блюд в раздел тапас. Зимой холодный суп из желтых помидоров приносят в мартинке, а к нему – солоноватый рожок из сыра манчего, наполненный муссом из хамона Cinco Jotas. На двадцать рублей дороже спелый испанский перчик пикильо, фаршированный пюре-брандадой из трески. У перчика, пожалуй, лишь один недостаток – размер. В то же время шашлычок-брошет с кусочками нежной воловьей вырезки вперемешку с ломтиками пикильо и цуккини или приготовленные в хересе телячьи почки с пюре из корня сельдерея хоть и приведены в меню как тапас, на самом деле миниатюрные, но полноценные закуски, по 200 рублей, кстати. На маленьких тарелочках - невероятно популярные в этом сезоне телячьи щеки, сервированные с пюре из айвы и легким миндальным соусом. Фуа-гра в "Doce Uvas" готовят с хамоном, а подают с яблочным пюре со специями и приправой из хереса и сушеного инжира.

Самая любопытная часть основного меню – глава под загадочным названием "Есть ложкой". Здесь рядом с супами блюда, которые, по нашим меркам, и не первое, и не второе. Вроде астурийского жаркого фабада с фасолью. Или тушеной чечевицы с трогательной припиской от шефа "как ее готовила моя мама" - то есть, со свиными щечками, душистой колбасой чоризо и домашней кровяной колбасой морсильей.

Источник: http://www.mosinform.ru. Более подробную информацию о развлечениях в выходные дни можно узнать из источников: www.afisha.ru; www.inout.ru; www.vashdosug.ru