Хочешь узнать душевное самочувствие народа, узнать степень его самосознания – посмотри, что и как он празднует …

Праздничным днем 4 ноября Москва, за исключением нескольких мест казенн­ых, церковных и партийных мероприятий, собравших 0,4 % населения столицы, была по-воскресному тиха и пустынна. В якиманских переулках редкие прохо­жие зябко ежились под унылым осенним дождичком. Лишь из двора по 1-му Спасо­наливковскому, 17 доносились приглушенные «ритмы зарубежной эстрады» впере­мешку с детскими голосами. Здесь Якиманка «спортивным праздником»отмечала День народного единства. Полтора десятка ребят и девчат младшего и среднего школьного возраста под присмотром взрослых из районных организаций на пло­щадке, украшенной гирляндой из промокших флажков, соревновались в эстафе­тах с мячом, скакалкой и на самокатах. Затем были футбол и общее чаепитие. Дети есть дети: в компании сверстников да еще на спортплощадке они скучать не могут по определению. Они и не скучали - резвились и радовались. Вот только причем здесь День народного единства?

Едва завершилось, уложившись в час, дворовое мероприятие, в Парке Горького на широченной площади началась большая праздничная программа. На эстра­ду вышел Московский фестивальный оркестр, грянула бодрая музыка. Ее звукам внимала публика в количестве... пяти человек. Зрелище отдавало сюрреализмом: музыканты и пустота. Говорят, в Нескучном саду были запланированы традици­онные соревнования по конному спорту для детей-инвалидов. Но как прошла бла­городная акция и состоялась ли вообще автору сих строк неведомо: он случай­но прознал о ней и попал на место через полтора часа после заявленного начала, когда там уже царил сонный покой. Лишь одинокий трогательный пони катал по кру­гу маленькую девочку.

Обо всех этих праздничных мероприятиях якиманцам зара­нее никто не сообщил - ни через районные СМИ, ни посредством объявлений в подъездах. И сам праздник в районе почти никто на заметил.

Но дело даже не в этом. Полностью за скобками осталось идейно-историческое содержание Дня народного единства, его смысл. Сверхзадача этого праздника, каким он замыслен, - через напоминание о подвиге ополчения Минина и По­жарского, освободившего от интервентов Москву, воззвать к преодолению общес­твенной розни, к единению, способствовать воспитанию ответственных граждан и патриотов. В этот день россиянин должен бы ощутить свою сопричастность ис­тории. Ощутил ли? Вопрос, увы, риторический. А ведь донести это чувство до людей есть все возможности. Особенно на Якиманке.

Мы живем в тех самых местах, где четыре столетия назад и происходили важнейшие и ярчайшие собы­тия великой эпопеи. Среди них судьбоносное сражение 24 августа 1612 года, по­беда в котором ополчения Минина и Пожарского и казаков Трубецкого над польско-литовско-запорожским войском гетмана Хоткевича и предопределила полное освобождение Москвы два месяца спустя. Современные якиманцы в большинстве своем ничего об этом не знают. И даже в праздник никто им об этом не расска­зал. А надо было бы. Почему, к примеру, муниципалитету и управе не озаботиться организацией бесплатных экскурсий для жителей и, особенно, школьников по памятным местам той эпохи. У нас их немало. Рассказать о стоявшем некогда на Калужской площади крупнейшем в Москве храме Иконы Казанской Божией матери, которая была главной святыней и знаменем народного ополчения, о часовне, недавно поставленной на этом месте, о крестных ходах, шествовавших, в старину здесь по валу Земляного города в честь победы 1612 года. В этих местах в августовском сражении русские рати отбивали натиск полков Хоткевича. По иронии судьбы сейчас здесь гостиница "Варшава". Жестокая сеча шла тогда у Климентовского острожка, где ныне станция метро "Третьяковская". Исход сражения во многом решил удар трех сотен конных русских дворян под лич­ным водительством Козьмы Минина во фланг наступающим войскам Хоткевича у Крымского двора (сейчас Крымский тупик и Мароновский пораулок). Ополченцы смяли пешую и конную роты противника. В том бою погиб племянник Минина, но важная победа было одержана.

В это же время казаки разгромили интервентов у церкви Св. Екатерины Мученицы на Ордынке и захватили огромный обоз, с ко­торым Хоткевич намеревался пробиться к Кремлю на помощь польскому гарнизону. Гетман в итоге вынужден был отступить от Москвы. По основательному мнению некоторых польских историков, события в Замоскворечье стали поворотными не только для России, но и для Польши и всей Европы...

Теперь овеянные историей места – это наши дворы, площади, переулки. Знают ли дети - участники спортивного праздника в Спасоналивковском, что на месте их площадки три ве­ка стоял храм Спаса Преображения в Наливках, из камней его стен, кладбища и мостовой сейчас выложены основания дворовой террасы и ограды. Обо всем этом и о многом другом можно было рассказать якиманцам в праздник. Нашлись бы и люди, кто взялся за дело, даже бесплатно...

Впрочем, история в ее подлинно научном и воспитательном значении, несмотря на громкие заявления на всех уровнях, сейчас не в большой чести. На па­мяти всего одного поколения ее столько раз переписывали, объявляя "черными провалами" целые эпохи, героев превращая в антигероев и обратно, так усерд­но подлаживая к переменчивой политической конъюнктуре, опуская до уровня развлекательного шоу, что обыватель, наконец, махнул рукой - "Чума на оба ваших дома" - и окончательно утвердился в жизненных принципах "Лови момент!" и "После нас хоть потоп". Да и как, например, радоваться ему давнишнему спасению Москвы, когда "священный град", собравший воедино великую Русъ, восславленный и любимый народом, воспетый Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, сегодня в пылу кампании против неугодного московского начальства разоблачен как Содом и Гоморра, вместилище грехов и пороков, зловонный гнойник на теле стра­ны, едва ли достойный оставаться столицей. С грязной водой выплеснуть и ребенка - по-прежнему наш стиль. Мы живем одним днем, отвернувшись от прошлого и боясь заглянуть в будущее. Исторический горизонт общества узок и размыт. Не знаем на что опереться в прошлом, вот и топчемся с ноги на ногу в идейном болоте, все дальше отставая от других народов, которые хотя и критически, но серьезно относятся к своей истории, к опыту поколений предков...

Свою Смуту в головах и душах мы еще не преодолели. Нам еще только предстоит повторить подвиг 1612 года. А значит память о нем актуальна. Надо только это осознать.

Молодой государственный, праздник промелькнул, не оставив глубокого следа. Вослед ему пришел пожилой, но все еще бодрящийся отставник - День 7 ноября. Как отметим его?

Борис Арсеньев, Якиманка.ru