Хочешь узнать душевное самочувствие народа, узнать степень его самосознания – посмотри, что и как он празднует …
Праздничным днем 4 ноября Москва, за исключением нескольких мест казенных, церковных и партийных мероприятий, собравших 0,4 % населения столицы, была по-воскресному тиха и пустынна. В якиманских переулках редкие прохожие зябко ежились под унылым осенним дождичком. Лишь из двора по 1-му Спасоналивковскому, 17 доносились приглушенные «ритмы зарубежной эстрады» вперемешку с детскими голосами. Здесь Якиманка «спортивным праздником»отмечала День народного единства. Полтора десятка ребят и девчат младшего и среднего школьного возраста под присмотром взрослых из районных организаций на площадке, украшенной гирляндой из промокших флажков, соревновались в эстафетах с мячом, скакалкой и на самокатах. Затем были футбол и общее чаепитие. Дети есть дети: в компании сверстников да еще на спортплощадке они скучать не могут по определению. Они и не скучали - резвились и радовались. Вот только причем здесь День народного единства?
Едва завершилось, уложившись в час, дворовое мероприятие, в Парке Горького на широченной площади началась большая праздничная программа. На эстраду вышел Московский фестивальный оркестр, грянула бодрая музыка. Ее звукам внимала публика в количестве... пяти человек. Зрелище отдавало сюрреализмом: музыканты и пустота. Говорят, в Нескучном саду были запланированы традиционные соревнования по конному спорту для детей-инвалидов. Но как прошла благородная акция и состоялась ли вообще автору сих строк неведомо: он случайно прознал о ней и попал на место через полтора часа после заявленного начала, когда там уже царил сонный покой. Лишь одинокий трогательный пони катал по кругу маленькую девочку.
Обо всех этих праздничных мероприятиях якиманцам заранее никто не сообщил - ни через районные СМИ, ни посредством объявлений в подъездах. И сам праздник в районе почти никто на заметил.
Но дело даже не в этом. Полностью за скобками осталось идейно-историческое содержание Дня народного единства, его смысл. Сверхзадача этого праздника, каким он замыслен, - через напоминание о подвиге ополчения Минина и Пожарского, освободившего от интервентов Москву, воззвать к преодолению общественной розни, к единению, способствовать воспитанию ответственных граждан и патриотов. В этот день россиянин должен бы ощутить свою сопричастность истории. Ощутил ли? Вопрос, увы, риторический. А ведь донести это чувство до людей есть все возможности. Особенно на Якиманке.
Мы живем в тех самых местах, где четыре столетия назад и происходили важнейшие и ярчайшие события великой эпопеи. Среди них судьбоносное сражение 24 августа 1612 года, победа в котором ополчения Минина и Пожарского и казаков Трубецкого над польско-литовско-запорожским войском гетмана Хоткевича и предопределила полное освобождение Москвы два месяца спустя. Современные якиманцы в большинстве своем ничего об этом не знают. И даже в праздник никто им об этом не рассказал. А надо было бы. Почему, к примеру, муниципалитету и управе не озаботиться организацией бесплатных экскурсий для жителей и, особенно, школьников по памятным местам той эпохи. У нас их немало. Рассказать о стоявшем некогда на Калужской площади крупнейшем в Москве храме Иконы Казанской Божией матери, которая была главной святыней и знаменем народного ополчения, о часовне, недавно поставленной на этом месте, о крестных ходах, шествовавших, в старину здесь по валу Земляного города в честь победы 1612 года. В этих местах в августовском сражении русские рати отбивали натиск полков Хоткевича. По иронии судьбы сейчас здесь гостиница "Варшава". Жестокая сеча шла тогда у Климентовского острожка, где ныне станция метро "Третьяковская". Исход сражения во многом решил удар трех сотен конных русских дворян под личным водительством Козьмы Минина во фланг наступающим войскам Хоткевича у Крымского двора (сейчас Крымский тупик и Мароновский пораулок). Ополченцы смяли пешую и конную роты противника. В том бою погиб племянник Минина, но важная победа было одержана.
В это же время казаки разгромили интервентов у церкви Св. Екатерины Мученицы на Ордынке и захватили огромный обоз, с которым Хоткевич намеревался пробиться к Кремлю на помощь польскому гарнизону. Гетман в итоге вынужден был отступить от Москвы. По основательному мнению некоторых польских историков, события в Замоскворечье стали поворотными не только для России, но и для Польши и всей Европы...
Теперь овеянные историей места – это наши дворы, площади, переулки. Знают ли дети - участники спортивного праздника в Спасоналивковском, что на месте их площадки три века стоял храм Спаса Преображения в Наливках, из камней его стен, кладбища и мостовой сейчас выложены основания дворовой террасы и ограды. Обо всем этом и о многом другом можно было рассказать якиманцам в праздник. Нашлись бы и люди, кто взялся за дело, даже бесплатно...
Впрочем, история в ее подлинно научном и воспитательном значении, несмотря на громкие заявления на всех уровнях, сейчас не в большой чести. На памяти всего одного поколения ее столько раз переписывали, объявляя "черными провалами" целые эпохи, героев превращая в антигероев и обратно, так усердно подлаживая к переменчивой политической конъюнктуре, опуская до уровня развлекательного шоу, что обыватель, наконец, махнул рукой - "Чума на оба ваших дома" - и окончательно утвердился в жизненных принципах "Лови момент!" и "После нас хоть потоп". Да и как, например, радоваться ему давнишнему спасению Москвы, когда "священный град", собравший воедино великую Русъ, восславленный и любимый народом, воспетый Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, сегодня в пылу кампании против неугодного московского начальства разоблачен как Содом и Гоморра, вместилище грехов и пороков, зловонный гнойник на теле страны, едва ли достойный оставаться столицей. С грязной водой выплеснуть и ребенка - по-прежнему наш стиль. Мы живем одним днем, отвернувшись от прошлого и боясь заглянуть в будущее. Исторический горизонт общества узок и размыт. Не знаем на что опереться в прошлом, вот и топчемся с ноги на ногу в идейном болоте, все дальше отставая от других народов, которые хотя и критически, но серьезно относятся к своей истории, к опыту поколений предков...
Свою Смуту в головах и душах мы еще не преодолели. Нам еще только предстоит повторить подвиг 1612 года. А значит память о нем актуальна. Надо только это осознать.
Молодой государственный, праздник промелькнул, не оставив глубокого следа. Вослед ему пришел пожилой, но все еще бодрящийся отставник - День 7 ноября. Как отметим его?
Борис Арсеньев, Якиманка.ru