В Третьяковской галерее последние дни работают выставки «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» (Крымский Вал, 10) и «Скульптор М.М. Антокольский. 1843-1902» (Лаврушинский, 10).

Третьяковка представляет творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века, в своем искусстве искавшего ответы на «вечные вопросы» – Николая Николаевича Ге (1831–1894). Никогда ранее наследие Н.Ге не демонстрировалось столь объемно – собрано более 200 произведений из 15 музеев России, Украины, Беларуси и Франции. Экспозиция открывает новый взгляд на творчество живописца. Н.Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик.

Cовременникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н.Ге приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н.Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают напряженным духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.

Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины ««Что есть истина?» Христос и Пилат»» (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция – «Милосердие» (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям.

Крымский Вал, 10, залы № 60–61

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники» представляет выставку Марка Матвеевича Антокольского (1843–1902) – знаменитый русский скульптор второй половины XIX века. В фондах Галереи 26 его произведений, из которых лишь три в постоянной экспозиции. Выставка, на которой показано около 20-ти, как известных, так и незнакомых широкому зрителю работ, впервые за много лет дает возможность представить творчество мастера в большем объеме.

Антокольский вывел скульптуру из-под опеки живописи и придал ей самостоятельную ценность в реалистичном и убедительном отражении тем добра и зла, философии и религии, жизни и смерти.

Скульптура как наиболее метафоричный вид в системе пространственных искусств отставала в общем движении к реализму. М.М.Антокольский, благодаря своему стремлению совершить прорыв в реалистическое искусство, по существу, был единственным, кто поддерживал в русском обществе интерес к скульптуре в последней трети XIX века.

Будучи вольнослушателем в Академии художеств в Петербурге. В годы учебы Антокольский обратился к новой для скульптуры тематике – быту городских низов, что привлекло внимание художественных кругов. Жизненностью, непосредственностью отличается жанровая композиция «Мальчик, крадущий яблоки» (1866), созданная в период обучения в Академии художеств.

1870-е годы – время творческой активности художника, когда были задуманы его самые значительные произведения. Из-за слабого здоровья Антокольскому пришлось сменить климат, и в 1871 году он переехал в Европу, бывая в России лишь наездами. Интерес к нравственно-этическим проблемам направлял творчество Антокольского на поиск героев, воплощавших общечеловеческие идеалы. Это мученики за веру и убеждения – Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель, Иисус Христос. Скульптора волновали их судьба, гуманизм их учений и трагическая невозможность достижения цели.

Лаврушинский переулок, 10, зал 31

Обе выставки открыты по 5 февраля.