Были в нашем отечестве времена, когда элита в быту предпочитала родному языку французский, когда над умами целых поколений властвовали Вольтер и Руссо, когда молодежь грезила славой Наполеона, а за знаниями стремилась в Сорбонну, когда для многих парижский шик служил образцом стиля жизни. Рос­сия приобщалась к Европе, взирая на Францию. Та, в свою очередь, с удивлением и надеждой вглядывалась в Россию. Обе искали друг в друге то, что недоста­вало каждой из них. Как известно, противоположности притягиваются. И в точ­ках соприкосновения возникают очаги творческой энергии. Их в русско-французском общении было множество. Они и стали темой вечера, прошедшего на днях в Музее российских предпринимателей, меценатов и благотворителей, что на Донской.

У Якиманки, района, где находится музейный особняк, своя память о французах. Они были в числе служилых иноземцев, поселенных московскими государями в ХVI в. в слободе Наливки. Совсем недалеко от Донской находилось слободское кладбище. В 1812 г. по Якиманке, Крымскому валу и Калужской уходила из Москвы великая армия Наполеона. Ее последний парад в городе император принял у Голицынской больницы, где во время оккупации размещался главный французский госпиталь, приютивший также раненых русских воинов и москвичей, спасавшихся от грабежей и насилия. На Б. Якиманке, 43 в бывшем особняке Игумнова много лет размещается посольство Франции – символ боевого сотрудничества двух ст­ран в годы Второй мировой и партнерства в послевоенную эпоху...

Но на вечере в музее речь шла о другом – о французских связях российс­кой провинции. Их историческим осмыслением и воссозданием озаботились в славном городе Брянске, где уже несколько лет существует региональный общественный благотворительный фонд имени брянских купцов, филантропов и меценатов братьев Семена и Павла Могилевцевых. Он создан, по словам главы его Попечительского совета Ю.П. Петрухина, «творческими людьми, патриотами Брянщины», ратующими за возрождение российских традиций социального служения. Фонд не только организует благотворительные акции и кампании, но занимается исследованиями, проводит конференции, поощряет стипендиями талантливую молодежь, а также пытается создать в Брянске музей меценатов по примеру нашего, якиманского, кстати, первого в России.

Среди издательских проектов фонда Могилевцевых книжная серия «Историко-культурное наследие Брянщины». Ее новинка и была представлена на вечере в музее. «Имена и судьбы людей, связавших Россию и Францию» – так озаглавила свою тоненькую, но содержательную и хорошо иллюстрированную книжку Ирина Кеня, председатель правления фонда им. Могилевцевых. Герои публикации – брянские уроженцы и жители, ставшие знаковыми фигурами русско-французского культурного взаимодействия.

Среди них Ф.И. Тютчев – поэт и дипломат. Рожденный в Овстуге под Брянском, воспитанный в Москве и живший на Якиманке, он не раз бывал в Париже, а также в Ницце,Сорбонне и других местах, общался с лучшими умами Франции. Впечатления эти отражались в его творчестве, укрепляя в отечественной культуре европейские начала. Для Европы же личность Тютчева была живым опровержением расхожего представления о России как о «варварской стране». Человек мира и, одновременно, патриот он своим пером сражался с извечной европейской русофобией.

Впрочем, не меньшей проблемой всегда было предубеждение русских против иноземцев. Для ее смягчения немало потрудился А.К. Толстой – автор хресто­матийных «Князя Серебряного» и «Царя Федора Иоанновича», многих прозаических и стихотворных произведений, близкий друг Александра II и владелец поместья Красный Рог на Брянщине. Известны его переводы Андрэ Шенье и Виктора Гюго.

Князь В.Н. Тенишев – инженер, промышленник, знаток коммерческого дела, но также и коллекционер, пропаган­дист народного искусства – был частым и желанным гостем во Франции. Именно он руководил созданием Русского отдела Всемирной выставки 1900 г. в Париже. Ее посетителей тогда поразили и сказочный облик павильонов, спроектированных К. Коровиным по образу московского Кремля, и экспонаты, удостоенные 370 золотых медалей. Выставка стала промышленным бенефисом России и лебединой песней самого князя Тенишева: в 1903 г. он скончался в Париже. Его культурную миссию блестяще продолжила же­на и соратница княгиня М К. Тенишева. В 1907 г. она организовала в Лувре первую масштабную выставку русского искусства. После революции княгиня осталась во Франции и нашла вечный покой на кладбище Сен-Клу.

В советское время, несмотря на переменчивость погоды в отношениях двух стран, их культурные связи не прерывались. Об этом свидетельствуют, к примеру, страницы биографии Константина Паустовского, приведенные в книге Ирины Кени.

Сегодняшний день диалога культур олицетворял на встрече в музее человек, снискавший звание легендарного. Профессор университета Ниццы, президент Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции, кавалер ордена Дружбы Ренэ Герра в общении с аудиторией языковых проблем не испытывал. На «великом и могучем» он изъясняется лучше многих из нас. «Я не квасной патриот Франции, но горд тем, что моя страна сыграла такую роль в судьбах и творчестве стольких великих людей России» – заявил Ренэ Юлианович в музее на Донской. Гость был по-русски добродушен и по-французски галантен – одарил комплиментами брянских энтузиастов и московских музейщиков, поделился суждениями о Тютчеве и Тенишевой, вспомнил о встречах с «последним классиком русской литературы» Борисом Зайцевым.

Хозяева вечера не остались в долгу. Основатель музея на Донской, его хранитель и тоже человек-легенда Л.Н. Краснопевцев затронул огромную и ма­лоизученную тему – французские связи российского делового мира. Они были глубоки, многообразны и дали только Москве парфюмерную фабрику Брокара на Мытной (ныне «Новая заря»), кондитерское производство Сиу за Тверской заставой («Большевик»), машиностроительный завод бывшего наполеоновского солдата Бромлея на М. Калужской («Красный пролетарий»), металлургический гигант Гужона на Рогожской («Серп и молот») и многое другое. Вспомним, к слову, мос­квича Эрнеста Бо, разработавшего к 100-летию Отечественной войны 1812 г. ду­хи «Букет Наполеона», на основе которых он уже в эмиграции создал знамени­тый парфюм «Шанель».

Предпринимательская элита – Гучковы, Алексеевы, Мальцовы... – вступала не только в деловые, но и в родственные отношения с французами. В наши дни московские потомки русско-французских семей объединились в ассоциацию. От ее имени на встрече в музее выступил В.М. Егоров-Арманд из рода «текстильных королей» Подмосковья. Члены ассоциации подготовили перед­вижную экспозицию о своих предках и собираются с нею в Париж и Ниццу. Добраться, наконец, до Франции намерены и делегаты из Брянска. Что ж, как засвидетельствовала встреча в музее на Донской, смешенье брянского с французским – это вполне комильфо.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru

О самом музее и его сегодняшнем житье-бытье можно прочитать здесь и здесь