Вчера столица в очередной раз доказала свое общероссийское лидерство по стоимости транспортных услуг. Не успели москвичи оправиться от недавнего повышения цен на проезд в муниципальном наземном транспорте, как сразу несколько частных перевозчиков («маршруточников») увеличили стоимость билета, как правило, с 15 до 20 рублей. По словам экспертов, такие цены соответствуют высокому уровню доходов жителей столицы. Увы, небогатым москвичам такие доводы невдомек.

С 1 января 2007 года стоимость билета в автобусах, троллейбусах и трамваях столицы выросла с 13 до 15 рублей, при этом цена билета у водителя поднялась до 25 рублей. Не прошло и месяца, как примеру муниципального транспорта последовали и частные перевозчики. Вчера они подняли цены сразу на пять рублей. «Основной рост цен у частных перевозчиков произошел 1 октября прошлого года, но многие оставили прежние тарифы, чтобы не потерять пассажиропоток, – прокомментировал «НИ» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Когда же с января выросла стоимость проезда в муниципальном транспорте, и у этих частников не осталось причин держать цены».

«Все это понятно. Но почему в столице транспорт – и муниципальный, и коммерческий становится недоступным», – удивляются москвичи. В Волгограде проезд в маршрутном такси обходится в среднем в 6–10 рублей. В Нижнем Новгороде билет на маршрутку стоит 9 рублей. А в Санкт-Петербурге, где средний уровень цен ближе всего к Москве, проезд дешевле – 17 рублей. В столице же теперь меньше, чем за 20 «деревянных» доехать до дома невозможно.

По закону частники имеют право устанавливать собственные тарифы в соответствии с затратами. Цены варьируются в зависимости от многих причин. Специалисты говорят, что каждый маршрут имеет собственную экономику. Учитывается протяженность, количество топлива, необходимое на поездку, заработная плата водителя, среднее количество пассажиров и даже скорость движения транспорта. Но один из главных факторов, влияющий на тарифную сетку в целом, – уровень доходов населения. Как утверждают эксперты, именно благодаря своей высокой платежеспособности москвичи платят за проезд в 3 раза больше, чем остальные россияне.

Увы, такой расчет зачастую неоправдан. «Статистика показывает, что уровень богатых и бедных москвичей различается в 20 раз, – прокомментировала «НИ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – А средний душевой доход – это показатель, который ровно ничего не доказывает. Сегодня его рассчитывают крайне неэффективно. Это средняя температура по больнице. В результате такой экономической неточности в расчет не принимаются интересы бедных слоев москвичей, которых, по приблизительным оценкам, порядка 20%».

Некоторые эксперты считают, на стоимость проезда в маршрутках в Москве влияет еще один фактор – монополизация рынка. «Чтобы выйти на столичный рынок пассажироперевозок, необходимо иметь связи с властями города, – заявил «НИ» председатель комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Абсолютно все частные перевозчики так или иначе связаны с властными структурами. Это монополизм, а значит, настоящей конкуренции нет. Вот перевозчики и творят, что хотят».

Источник: "Новые известия". Фото Владимира Машатина