В отличие от своего знаменитого однофамильца, Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914–1991) известен в первую очередь как график и автор иллюстраций к детским книгам. Творчество мастера принадлежит к тому направлению в советском искусстве, представители которого занимались разработкой и исследованием формальных художественных методов. Задача выставки в Третьяковской галерее — показать весь спектр творческих устремлений Коровина и, что особенно важно, познакомить аудиторию с его живописью.

Искусство Коровина очень точно характеризует время, в которое оно создавалось. Основными этапами жизни художника стали обучение в МИИИ (Московском институте изобразительных искусств, образованном на базе Вхутеина в 1934 году), служба в армии во время Великой Отечественной войны, активное участие в жизни МОСХ, общение с художественным кругом Тарусы и дружба с В.А. Ватагиным.

Истоки творческих концепций Коровина были заложены во время его обучения у К.Н. Истомина. Педагогические реформы, предпринимавшиеся при участии Истомина в одном из ведущих художественных учебных заведений страны, мотивировали осмысление студентами и педагогами фундаментальных проблем природы цвета, воздействия цвета и живописного образа на зрителя. Даже когда эти разработки были выведены из образовательного курса, контакты, сохранявшиеся между Истоминым и студентами, помогли не утратить новаторскую методику педагога: большинство его текстов и значительная часть рисунков были сохранены именно учениками, в том числе и Ювеналием Коровиным.

«Зачарованность» жизнью вместе с культурой цвета присущи тому миру, который художник создавал в книжных иллюстрациях, графических сериях и станковой живописи. В акварелях и работах маслом Коровин разрабатывал общие художественные задачи. В его произведениях цветовые плоскости и энергичные штрихи формируют порой почти абстрактные пространства, которые складываются в пейзажные и интерьерные композиции. Лучшие работы были созданы автором в 1950–1970-е годы, среди них представленные на выставке «Андрюша» (1963, собрание семьи художника), «Мастерская в Тарусе» и «Беседа» (обе – 1973, ГТГ).

Наиболее известные графические листы, книжные иллюстрации, эстампы Коровин выполнил в годы сотрудничества с главными советскими издательствами — «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Иностранная литература», «Детская литература», с журналами «Огонек» и «Вокруг света». Он оформлял издания произведений Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковского. Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях художника к русским народным сказкам, к произведениям С.Я. Маршака, Дж.Родари, А.Л. Барто и к знаменитому «Дяде Стёпе» С.В. Михалкова. Эти книги с успехом переиздаются и в настоящее время. Хорошо зная психологию восприятия изображения, в первую очередь цвета, Коровин создавал иллюстрации, доступные для детей, развлекательные, и в то же время пробуждающие любознательность и настраивающие на общение с текстом, игру с заявленными в нем темами.

Творчество Ю.Д. Коровина станет открытием для многих зрителей: в нем можно усмотреть и рафинированность живописной структуры, отсылающей к образцам французской пастели, и декоративность, уподобленную монументальной росписи. Оно привлекает ясностью, лиричностью и живописной гармонией.