Сегодняшний ЦПКиО словно склад забытых вещей. На его полках-аллеях и в укромных углах осело то, что прошлое растеряло в дорожной спешке, а настоящее так пока и не востребовало. Тихо коротают дни свои сироты эпох ушедших за горизонт: изваяния советских физкультурников 20-х годов, идиллические павильоны усадеб Екатерининских орлов, космический «Буран», разоренный розарий.

В этом «парке имперского периода» есть даже православные храмы. Вернее то, что когда-то было ими.

Если входить в ЦПКиО с Ленинского проспекта по Титовскому проезду, то путь проляжет мимо невзрачного приземистого здания на обочине. Но внимательный взгляд заметит на фасаде карниз из наборного кирпича, а полукружие апсиды на восточной стене подтвердит, что перед нами остов церкви. Некогда его венчала стройная голова с крестом.

Храм Михаила Архангела был построен чуть больше века назад, он являлся частью комплекса одного из самых известных частных благотворительных заведений Москвы – Голицынской больницы для бедных. Начало ей положило завещание дипломата и государственного деятеля князя Д.М. Голицына. На эти средства в 1796-1802 годах М. Ф. Казаков создал величественный ансамбль, один из лучших в своем творчестве.

Центром композиции стал храм св. Дмитрия Царевича под торжественным куполом главного корпуса больницы. Сюда каждый день собирались на богослужения врачи, пациенты, обитатели здешней богадельни. Здесь же отпевали умерших.

С течением времени медицинские нормы менялись. В конце XIX века совершать скорбный обряд рядом с палатами, процедурными и ординаторскими считалось уже неудобным. Главный директор больницы кн. С.М. Голицын решил построить особую церковь для отпевания усопших в дальнем конце больничного парка. Она должна была стать еще и своеобразным мемориалом.

Hram_Mihaila_Arhangela_Park4

Храм посвящался Михаилу Архангелу – небесному покровителю князя Михаила Федоровича Голицына (1800-1873), предыдущего попечителя, а также директора больницы и отца ее действующего руководителя. Человек это был вполне достоин увековечивания. В молодости, служа в конной гвардии, он отдал дань вольнодумству, тесно общался с будущими декабристами. Но в тайное общество не вступал, а потому избежал наказания. На военном поприще дослужился до полковника. Уйдя в отставку в 35 лет, занялся общественной деятельностью, избирался предводителем дворянства в Богородском и Звенигородском уездах Московской губернии. Наконец, в 1863 князь стал попечителем и главным директором Голицынской больницы, продолжив тем самым славную миссию рода. На своем посту Михаил Федорович пробыл до конца жизни. При нем Голыцынская больница укрепила давнишнюю репутацию пионера передовых начинаний. Наибольший прогресс в этот период был достигнут в области акушерства и гинекологии. В 1868 году открылось родовспомогательное отделение. Одним из значимых центров оперативной гинекологии стала «михайловская палата», названная так в честь князя.

Еще одним памятником ему стала больничная церковь Михаила Архангела. Ее закладка состоялась 15 мая 1898 года. Строил храм штатный архитектор голицынской больницы П.М. Самарин. Крестьянский сын, выпускник училища живописи, ваяния и зодчества, он на своем поприще звезд с неба не хватал, оставаясь профессионалом средней руки. Больничный храм тоже вышел не бог весть каким шедевром. Это обычная для того времени суховатая стилизация под древне русское зодчество, под сельские и посадские церкви XVII века. Но в своем изначальном облике здание, скромно украшенное кирпичным узорочьем и выдержанное в хороших пропорциях, выглядело живописно и пейзаж не портило. Интерьер отличался скромностью: никакой роскоши, лишь простой побеленный трехъярусный иконостас.

Освящение храма состоялось 2 октября 1899 года, чин совершил местный благочинный протоиерей Н.А. Копьев. Тогда, наверное, казалось, что свеча духовная возгорелась до скончания времен. Но прошло лишь два десятилетия, и ее задули. Советская власть решительно изгоняла церковь из сферы здравоохранения. До мая 1923 года все больничные храмы Москвы были закрыты. В том числе и Михайло-Архангельский. Потом его здание решили главы, крестов, иконостаса. Здесь квартировали то радио-мастерская, то котельная, то радиоузел ЦПКиО.

Hram_Voskreshenia_LazapiaСхожая и столь же печальная судьба и у соседнего храма Воскресения Лазаря. Его остов затерялся за оградой среди разномастных строений близ Зеленого театра ЦПКиО. Храм этот некогда принадлежал 2-й градской (Щербатовской) больнице и также служил для отпевания умерших. Его освящение состоялось 27 октября 1892 года. В первые Советские годы церковь закрыли. В последующем в здании помещались ренгно-радиологическая станция, затем одно из подразделений НИИ текстильной промышленности. Старые намоленные стены уцелели, но подверглись таким перестройкам, что сегодня лишь знаток опознает в рядовом краснокирпичном особняке бывший храм. И опять основная примета – полукружие алтарной апсиды.

Последние два десятилетия Якиманка переживала небывалое за всю свою историю возрождение церковной жизни. Ныне по количеству храмов на душу населения район не имеет равных в Москве. Кажется на таком фоне две забытые святыни не слишком большой пробел. Но он есть, и его надо восполнять. Уже несколько лет ведутся разговоры о восстановлении церкви Михаила Архангела. Да и почему бы ЦПКиО не иметь на своей территории действующий храм. Ведь парк Горького всегда был больше, чем парк. Его изначально воспринимали как зримый образ всей страны. А как же Россия без храма...

Борис Арсеньев, Якиманка.ру