За монументальным домом на Житной 10, в самой толще квартала есть укромный сквер — некогда сад старинной усадьбы. Вокруг кипящий мегаполис, а здесь тихо, покойно, почти безлюдно. К исходу снежной зимы меж деревьями вырастают сугробы, как в Берендеевом царстве. Образы знакомой всем с детства сказки о Снегурочке, растаявшей под первыми лучами весеннего солнца, неизбежно возникают в этом сквере, когда вспоминаешь историю этого места.

vasnetsov_snegurochkaLАвтор хрестоматийного произведения А.Н. Островский в отрочестве жил здесь. Его отец в 1834 году приобрел на Житной деревянный одноэтажный домик с мезонином и флигелек в саду. Здесь прошли годы взросления будущего великого драматурга, «Колумба Замоскворечья». В юности, однако, он был бесконечно далек от столь ярко отразившейся в «Снегурочке» увлеченности поэтическим миром древней дохристианской Руси. Его тогда больше занимала немецкая философия. Западничество молодого Островского доходило до того что, глядя на Кремль, он мог пренебрежительно бросить: «Для чего тут настроили этих пагод?!».

Но с возрастом чувство родины взяло свое. Оставаясь европейски образованным человеком, Александр Николаевич уже не стыдился своей русскости, а подчеркивал ее. «Снегурочка» одно из свидетельств тому. Ее Александр Николаевич написал через много лет, после того как в 1841 покинул дом на Житной. Но не зря говорят: все в жизни берет начало в детстве и юности.

Ныне об Островском в этих местах напоминает бронзовый бюст у фасада соседней школы № 1262, носящей имя драматурга. Старый же дом дожил почти до конца XX века и разделил нынешнюю участь многих памятников исторической Москвы. Его расселили, хотели приспособить под музей, да не хватило ни денег, ни энтузиазма. Опустевший особняк сгорел и был разобран. Сейчас на его месте площадка, заставленная гаражами-ракушками.

А вот другой старинный дом выходящий задами на сквер, а парадным фасадом во 2-й Спасоналивковский переулок (№ 5) дожил до наших дней, хотя и капитально перестроенный. Это тоже родина Снегурочки, вернее ее самого яркого сценического образа. Здесь в 1884-1885 годах жил художник В.М. Васнецов. Переулок, кстати, тогда назывался Шапкиным, по местному домовладельцу.

Виктор Михайлович в это время увлеченно работал над эскизами костюмов и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (сюжет А.Н. Островского). Заказ исходил от знаменитого купца Саввы Мамонтова. В его домашнем театре Васнецов до этого уже работал в качестве театрального художника в постановке пьесы. Теперь же взялся оформить музыкальный спектакль в Мамонтовской частной опере. Васнецовские костюмы и декорации к «Снегурочке» стали классикой жанра, современники восприняли их как поворот в театрально-декорационном искусстве, как начало неорусского стиля. Мы, и по сей день, воспринимаем весеннюю сказку через эти зримые образы.

У старого сквера долгая память. В ней события, даты, имена — Тропинин, Есенин, Ключевский… Но сегодня, на переломе февраля-марта, когда здешние сугробы вот-вот начнут таять под проснувшимся солнышком, вспоминается именно Снегурочка. И нет лучше места на Якиманке, где провожать зиму, встречать весну, справлять масленицу.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru