де ГОЛЛЬ Шарль (1890–1970)

В биографии создателя современной политической системы Франции есть и московские адреса. Пожалуй, главный из них – Б. Якиманка, д. 43. С знамени­тым особняком Игумнова – французским посольством в Москве связаны значимые моменты жизни генерала и истории его страны.

Выходец из древнего аристократического рода Шарль де Голль смолоду выбрал карьеру офицера. Окончил элитное училище Сен-Сир. Во время Первой мировой войны был ранен под Верденом и попал в германский плен. Здесь сдружился с пленным русским подпоручиком Тухачевским, будущим советским маршалом (кстати, в юности учившимся на Якиманке, а впоследствии жившим в этих краях). После победы и освобождения де Голль волонтером польской армии участвовал в боях с Красной Армией, в том числе и против войск Тухачевского.

В межвоенной Франции он служил на командных и штабных должностях, стал известен как теоретик-новатор, поборник создания компактной профессиональной высокоманевренной армии.

Во время Второй мировой де Голль командовал танковыми соединениями, получил звание бригадного генерала, был назначен заместителем министра обороны. После разгрома 1940 г. эмигрировал в Лондон, где основал движение «Свободная Франция» (впоследствии «Сражающаяся Франция») для борьбы за освобождение страны от гитлеровцев. После нападения фашистов на СССР де Голль заявил: «Французский народ поддерживает русский народ в борьбе с Германией». Он предлагал послать на помощь Красной Армии французскую дивизию. Генерал, признанный правительством СССР «руководителем всех свобод­ных французов, где бы они не находились», горячо приветствовал победу со­ветских войск под Москвой. В 1942 г. начинается и реальное военное сотрудни­чество. По инициативе де Голля для действий в составе Красной Армии из французских летчиков-добровольцев формируется авиаэскадрилья, получившая назва­ние «Нормандия». В бой она вступила в апреле 1943-го на Западном фронте. Вскоре эскадрилья выросла в авиаполк, прославившийся в битве на Курской дуге. За отличие при освобождении Белоруссии в 1944-м он получил почетное наименование «Неманского», а завершил войну в небе Восточной Пруссии.

В декабре 1944 г. состоялся исторический визит председателя Французско­го комитета национального освобождения Ш. де Голля в Москву. Генерал тогда остановился на Якиманке в посольстве своей страны.

Сам облик особняка Игум­нова, сказочного боярского терема, наверное, должен был пробудить давние русофильские чувства де Голля, укрепить его представления об «извечной Рос­сии», естественной союзнице Франции, ее защитнице от тевтонской агрессии и заступнице перед англо-американским диктатом. Внешне визит был обставлен со всем блеском – приемы, выспренние речи, награждения. Де Голль вручил ордена раненным летчикам «Нормандии-Неман» в госпитале ВВС в Соколь­никах. В полдень 9 декабря началась аналогичная церемония на Якиманке. В сопровождении посла Картру и небольшой свиты генерал де Голль вошел в ярко освещенный зал, где уже выстроились новоиспеченные кавалеры «Почетного легиона» из «Нормандии-Неман»...

Вечером того же дня состоялся описанный во мно­гих мемуарах банкет в Кремле у Сталина, на котором было поднято тридцать тостов в честь гостей и хозяев. Но де Голлю тогда было не до веселья – офици­альные переговоры о заключении советско-французского договора о союзе и вза­имопомощи фактически зашли в тупик. Сталин отвергал французский план разде­ла Германии, а лидер «Сражающейся Франции» отказывался поддержать промосковское правительство Польши. Вернувшись с приема, генерал провел на Якиманке несколько беспокойных ночных часов, совещаясь с помощниками. В Кремле оста­лись переговорщики обеих сторон. Наконец, глубокой ночью удалось достичь компромисса. Картеж черных машин снова помчался по Якиманке в Кремль. Здесь в 4 утра 10 декабря 1944 г. в присутствии де Голля и Сталина министры иностранных дел двух стран Бидо и Молотов подписали долгожданный договор.

Для Франции это был дипломатический прорыв. Договор с СССР открыл ей дорогу в клуб великих держав-победительниц, куда ее не слишком хотели пускать Анг­лия и США.

22 года спустя залы особняка на Якиманке вновь увидели характерную долго­вязую фигуру де Голля. Осенью 1966-го генерал посетил Москву уже в качестве Президента Франции. На сей раз его официальной резиденцией был Кремль. Здесь же проходили основные переговоры с Брежневым, Косыгиным и Подгорным. Несмотря на преклонный возраст, президент во время визита в СССР был энергичен, провел множество встреч – со студентами МГУ, солдатами Таманской дивизии, учеными новосибирского Академгородка. Некоторые мероприятия проходили на Якиманке. Визит 1966 г. тоже вошел в анналы международных отношений. Он за­крепил особый курс Франции на партнерство с СССР, сохранившийся и в отношении современной России.

Особняк на Якиманке, хранящий память о зарождении нового взаимодействия двух держав, недавно украсился мемориальной доской, повествующей о том, что здесь в декабре 1944 г. состоялась церемония награждения летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». В Москве у метро ВДНХ есть площадь Шарля де Голля и памятник ему работы 3.К. Церетели.

Борис Арсеньев, Якиманка.ru