Часть вторая. От Москвы-реки до Большой Якиманки.

Голутвинская слобода (кварталы №№ 7, 8

КВАРТАЛ № 7 ограничен Б. Якиманкой, 1-м и 3-м Голутвинскими переулками и Якиманской набережной. На набережную выходит закругленным углом дом по адресу Б. Якиманка, 2/6, вполне достойный статуса памятника архитектуры и научной реставрации. Фасад вдоль набережной сохранил черты ХVIII века: он обработан плоскими выступами — лопатками. Фасад вдоль Б. Якиманки обновлялся в прошлом веке. Дом являет собой прекрасный образец городской застройки конца ХVIII в. Идет его реконструкция. Жаль будет, если его тоже начнут надстраивать и «переодевать».

 Следующий дом по набережной — № 6 — нарядный, весь в лепных украшениях, особняк второй половины прошлого века, с садом. В сад выходит тройное «итальянское» окно. На участке еще один двухэтажный домик. Рядом на набережной стоит большой краснокирпичный корпус текстильной фабрики. История ее вкратце такова. Еще в середине прошлого века Михаил Яковлевич Рябушинский, родоначальник известной династии, основал в Голутвине небольшую ткацкую фабрику, которую в конце 1860-х годов арендовал другой московский купец — Григорий Михайлович Истомин. Они с братом Алексеем Михайловичем купили для расширения дела и соседние участки. В 1874 г. было основано Товарищество Московской Голутвинской мануфактуры. К концу века Истомины построили в Голутвинских переулках целый ряд производственных и жилых, для рабочих и служащих, корпусов. Все они сохранились. Корпус на набережной, самый большой и импозантный (инженер-архитектор А.М.Калмыков) был готов к 1899 году. В нем выразительно использованы мотивы средневековой крепостной архитектуры. Угловая башня, украшенная зубцами — «ласточкиными хвостами», служила как водонапорная и содержала запас воды на случай пожара. Голутвинская мануфактура входила в десятку крупнейших в России. На рубеже веков число рабочих было около 1000. Вырабатывались шерстяные и полушерстяные ткани. Истомины закупили в Англии современные станки. Условия были обычные: 13-часовой рабочий день, один выходной в неделю, средняя дневная плата - около рубля. Это несколько противоречит модному нынче мифу о чуть ли не райской жизни в России начала века. Стачек, впрочем, на Голутвинской мануфактуре не было. Михаил и Николай Алексеевичи Истомины (второе поколение) были директорами фабрики до 1919 года.

Николай Истомин был активным членом Яхт-клуба, что напротив, на стрелке острова. Сразу за корпусом фабрики на набережную выходит 4-й Голутвинский переулок, который практически не функционирует. По другую его сторону стоял Дом культуры «Красные текстильщики», памятный москвичам тем, что в нем был филиал кинотеатра «Иллюзион» и постоянно шли интересные кинолектории. Клуб был построен в 1930-х годах в духе конструктивизма, а недавно снесен. На его месте уже стоит новый шикарный офисный корпус.

4-этажный дом № 12/2 по набережной — один из немногих оставшихся здесь жилых домов. Он имеет табличку «Памятник архитектуры». Это ранний, еще грубоватый по рисунку, пример стиля модерн самого конца ХIХ в. Сохранилась ограда палисадника в том же стиле. Дальше по набережной домов нет, начинается Парк искусств. Сейчас идет реконструкция всех зданий бывшей Голутвинской мануфактуры и прилегающих домов. Здесь создается новый офисный центр «Голутвинский двор», многоэтажная автостоянка, гостинично-жилой и спортивно-развлекательный комплексы — все по мировым стандартам. Проект поддержан правительством Москвы.

Дом № 10 по 3-му Голутвинскому пер. состоит из старой и новой частей, объединенных общей мансардой. Старая часть — это один из бывших корпусов мануфактуры — краснокирпичный с белыми деталями, прекрасно отремонтированный. Новая часть — терракотовая, с декоративными арками — тоже вполне элегантна. Помещается здесь «Газоэкспорт». Корпус во дворе, тоже переделанный из бывшего фабричного, занят фирмами, которые ведут реконструкцию Голутвинской слободы.

Дом под № 10/8 на углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков — ценный памятник архитектуры. Первый его документированный владелец — купец П.А. Гиряков (1804). В 1828 г. дом нанимал, согласно исповедной ведомости церкви Николы в Голутвине, «вольноотпущенный Михаил Семенов сын Щепкин» — прославленный актер Малого театра. В 1829 г. дом перешел во владение «купеческой жены А.С. Ребушинской» (так тогда писалась фамилия будущих крупнейших фабрикантов и меценатов Рябушинских). Через год Щепкин купил дом в Сретенской части и уехал туда. Рябушинские владели домом вплоть до 1917 года, но не жили в нем, а сдавали внаем. В 1840-х годах его нанимали Третьяковы, в конце века арендовало так называемое Человеколюбивое общество: здесь помещалась богадельня и столовая. Дом был переоборудован внутри, приобрел длинную дворовую пристройку с отдельным входом, оброс службами (частично сохранились). Уличный фасад дома украшен высоким портиком из четырех пилястр, поставленных на аркаду нижнего этажа. Декоративных деталей почти нет, а те, что есть, очень простого рисунка, без изысков. Своеобразный облик дома–«купеческой крепости» создается толстыми стенами, мощными сводами нижнего этажа и небольшими окнами. Дом Рябушинских плотно окружен бывшими производственными зданиями Голутвинской мануфактуры. Они не лишены живописности: арочки, башенки, украшенные зубцами. В квартале сохранилось несколько старинных домиков из числа тех, что специалисты называют «фоновой застройкой». Каждый из них в отдельности вроде бы ничего особенного из себя не представляет, но все вместе они создают исторический характер городской среды.

 Двухэтажный домик № 4 по 1-му Голутвинскому переулку начала прошлого века, очень хорошенький, в четыре окошка по фасаду. Он отремонтирован и обнесен новой оградой. На углу 1-го Голутвинского и Б. Якиманки стоит отреставрированный особнячок (№ 10/2) первой половины XIX века с новой пристройкой с тыла. Стоящий в глубине участка дом № 8 — двухэтажный, деревянный на белокаменном цоколе — построен тоже в прошлом веке. Садик перед ним обнесен красивой оградой. Дом № 6 — достаточно хорошо сохранившийся особняк того же времени. К его углу пристроена круглая афишная тумба — редкость в сегодняшней Москве. В доме помещается художественная галерея.

 Б.Якиманка, 4 — еще один рядовой домик прошлого века.

 В КВАРТАЛЕ № 8, на углу Б.Якиманки и 1-го Голутвинского пер. (№12 и № 14) — миниатюрная усадебка начала ХIХ века: одноэтажный деревянный домик с мезонином, крошечный флигелек и ворота; вдоль переулка вытянулся каменный корпус служб. Памятник реконструируется под деловой центр. Метод реконструкции показан на информационном щите: дом и флигель, вернее, их фасады, как бы наклеены на новый прямоугольный объем, пристроенный сзади. Что ж, и это прогресс: в прежние времена такой домик, да еще деревянный, просто смахнули бы бульдозером. Позади этой усадебки, по адресу 1-й Голутвинский пер., 3 стоят три кирпичных корпуса, построенных для рабочих и служащих Голутвинской мануфактуры.

 Под № 18 по Б. Якиманке — новый дворец Донского отделения Сбербанка. Это реминисценция темы московского классицизма: угловая ротонда с куполом и колоннами, но все это в холодном полированном сером граните и стекле, без московской теплоты и человечности. Ротонда, примыкающая к зданию салона «Гименей», отмечает изгиб Б. Якиманки, отсюда начинается ее расширенная часть. Исторически относится к Голутвинской слободе интересный ансамбль, примыкающий к Парку искусств. Он находится на бывшем изгибе 1-го Голутвинского переулка, который поворачивал здесь к реке. Церковь Николы в Голутвине была построена в 1686-92 годах на месте деревянной Рождественской церкви. Ее настоятель Сергей Варфоломеев 30 лет собирал средства на строительство каменного храма. Храм еще не был достроен, когда в 1688 году был освящен Никольский придел, после чего название перешло на весь храм. Древнее его ядро — небольшой кубический объем, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием, с южным Никольским приделом. Очень интересная двухстолпная трапезная строилась чуть позже, а в ХVIII и ХIХ веках три раза перестраивалась для увеличения вместимости. В 1769 г. участок церкви был обнесен традиционной замоскворецкой оградой на каменных столбах, с великолепными трехчастными воротами. Тогда же была построена изящная колокольня в формах барокко, опять же, по традиции, на красной линии переулка, южнее храма, в створе ныне исчезнувшего 2-го Голутвинского переулка. Тем самым был отмечен перекресток: древние замоскворецкие традиции были еще живы.

 Северный угол церковного участка был закреплен домом причта. Дом этот несколько раз обновлялся; последний вариант перед сносом был прекрасным образцом московского деревянного ампира. При церкви был и погост. В 1930 году храм был закрыт, наиболее ценные иконы взяты в Третьяковскую галерею. В 1932-м были разобраны главы, в 1934 — снесена колокольня, а в 1965, когда уже вовсю трубили об охране памятников, снесли ограду и дом причта. Разрушение внутреннего убранства храма довершил Геологоразведочный институт, который много лет использовал его как лабораторию. Сейчас храм возрожден. Он отреставрирован, главки покрыты красивой поливной черепицей. Колокольня, ограда, ворота и дом причта воссоздаются заново. Рядом стоит двухэтажный дом, у которого верхний этаж — рубленый, переложенный заново, а нижний каменный, вероятно, конца ХVIII века. Тогда владение принадлежало полковнице М.М. Павловой, но в 1795 г. перешло к купцу 3-й гильдии Захару Елисеевичу Третьякову — деду известных собирателей русской живописи. Здесь они и родились: Павел Михайлович в 1832 г., а Сергей Михайлович в 1834. Вся земля от дома до берега принадлежала Третьяковым. Здесь были лесные склады, а на самом берегу до конца прошлого века — торговые бани купцов Третьяковых.

Продолжение следует