Часть вторая. От Москвы-реки до Большой Якиманки.
Голутвинская слобода (кварталы №№ 5, 6, 7, 8 и 9)
Эта территория лежит между началом Б. Полянки, Б. Якиманкой и Якиманской набережной.
Историк Москвы П.В. Сытин сообщает: с
Улочка-дублер Большой Якиманки получила название Малой Якиманки. Ближе к реке прошел еще один дублер — Большая Голутвинская улица (по трассе нынешних переулков 1-го Голутвинского и Мароновского).
После прокладки нового проезда М. Якиманка потеряла примерно
Но современность ворвалась и в этот уголок. Меняют хозяев и реставрируются особняки, идет и новое строительство. Прежних жителей почти не осталось.
Историческая планировка слободы в целом сохранилась. Голутвинских переулков было четыре. 1-й Голутвинский шел перпендикулярно набережной, но у церкви Николы в Голутвине поворачивал под прямым углом и продолжался до Якиманки уже вдоль реки. Этот второй отрезок сохранился, а первый растворился в Парке искусств. Коротенький 2-й Голутвинский весь исчез под зданием «Президент-Отеля». 3-й Голутвинский сохранил всю свою длину, но застройку — только с одной стороны, да и то частично. 4-й Голутвинский, застроенный фабричными корпусами, оказался на территории предприятия.
Ныне (на 1998 год) на территории слободы пять кварталов.
КВАРТАЛ № 5 ограничен Б. Полянкой, отрезком нового проезда, отрезком Якиманской набережной и М. Якиманкой.
Угловой дом под № 2/10 — ценный памятник архитектуры. Он построен в конце ХVIII века, но в его объем включено более древнее здание: это выступающая правая часть дома, если смотреть с набережной. Сюда обращен главный фасад. Он оформлен портиком из шести пилястр и скругленными углами. Позади дома, между его крыльями, спрятан крошечный дворик, ныне застроенный стеклянным объемом. Туда выходят два больших красивых арочных окна. Имя автора дома неизвестно, но некоторые исследователи видят в нем признаки школы Баженова.
На протяжении ХIХ века домом владели купцы: в
Примыкающие корпуса прошлого века образуют квадратный двор. Здесь помещается контора «Россия-концерт».
Рядом стояла церковь Косьмы и Дамиана, построенная в
В метрической книге этой церкви была обнаружена запись о рождении 8 декабря и крещении 16 декабря 1801 года у генерал-майора Воина Васильевича Нащокина сына Павла. Это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что друг Пушкина П.В. Нащокин родился в доме своих предков, который и поныне стоит почти напротив (Б. Полянка, 11).
Церковь была разрушена в начале 1930-х годов вместе с примыкающими к колокольне домиками. На освободившемся участке в 1939 году появился дом № 4 (с аптекой). Он заметно отступает от красной линии, т.к. строился в рамках проекта перепланировки Замоскворечья.
Сам по себе дом № 4 довольно интересен как один из первых крупноблочных домов в Москве (авторы видные советские зодчие А.В. Буров и Б.Н. Блохин). Блоки фасада обработаны под естественный камень. Позади дома — чахлый садик и автостоянка на месте бывшего церковного кладбища.
Дом под № 10/9, хотя и числится по Б. Полянке, исторически принадлежит М. Якиманке. Это остаток ампирной городской усадьбы: двухэтажный дом с антресольным этажом, с хорошими пропорциями окон, со сдержанным классическим декором. Дом отступил от улицы, по бокам его на красную линию М. Якиманки выходили два флигеля, формировавшие парадный двор. Из них остался только левый. На месте правого только что возник новый двухэтажный домик с закругленным углом; он в какой-то мере воссоздает композицию.
Усадьбу построили после 1812 года представители старинного купеческого рода Владимировых, которые и владели ею вплоть до 1917 года. Позднее здесь был районный Дом пионеров. Сейчас дом хорошо отреставрирован, обнесен новой оградой и занят банком.
5-этажный дом № 5 по М. Якиманке, внешне вполне безликий, построен в 1933 году для ученых, переехавших из Ленинграда в связи с переводом в Москву Академии Наук. Здесь жили ближайший ученик Вернадского — А.П. Виноградов, физик А.В. Шубников, математик С.Л. Соболев, геолог А.Е. Ферсман и другие известные ученые.
Небольшой домик № 3 — старожил набережной (конец ХVIII века).
КВАРТАЛ № 6 лежит между начальными отрезками Малой и Большой Якиманок.
Здесь на углу набережной можно увидеть небольшой, не без изящества разыгранный «архитектурный спектакль». Называется он строго: административно-офисный комплекс. Кто же актеры?
Была на М. Якиманке под № 2/1 маленькая усадебка рубежа ХVIII-ХIХ веков, точнее, то, что от нее осталось: двухэтажный домик с одноэтажными флигельками по бокам. Из них угловой, выходящий на набережную, имел ампирный скругленный угол. Вот он-то, благодаря своему угловому положению, и получил в «спектакле» главную роль. Он подрос до 4 этажей, приобрел кокетливую башенку, глядящую на кинотеатр «Ударник», и надел исторический костюм. Но, несмотря на все свои завитушки, он весь с иголочки новенький, кроме цоколя, где спрятан старый флигель. На главном доме усадебки еще недавно красовалась вывеска «Ремонт квартир». Сейчас он отреставрирован — фронтончик, стрельчатые окна — и выглядит тоже как новенький, только очень толстые стены выдают его солидный возраст. Весь остальной массив комплекса — это надстроенные до четырех этажей двухэтажные корпуса начала XIX века, не имевшие отношения к усадьбе. Они, в свою очередь, щеголяют в современной «одежде», непременной частью которой нынче стал мансардный этаж. Все разрывы между зданиями застроены, и получилось замкнутое каре. Внутренний двор перекрыт. Все старые и стилизованные под старину части комплекса выкрашены традиционно для эпохи классицизма: стены — желтые, детали — белые. Новые и осовремененные части комплекса — терракотовые; объединяющая их мансардная кровля — темнозеленая. В целом этот «маскарад» не лишен элегантности.
Рядом, под № 4 по М. Якиманке, — еще одно архитектурное «чудо»: два домика, старый и новый, объединенные в один. Старый (справа) — двухэтажный, по виду не позднее начала ХIХ века, окрашен в яркоголубой цвет с белыми деталями. Новый — очень затейлив: с колонками, арочками, круглыми и даже треугольными окошками; вдобавок он окрашен в ярко оранжевый цвет. Все это обнесено новой железной оградой.
Под № 6 — два рядом стоящих двухэтажных домика первой половины прошлого века, на которые надето общее новое «платье» с надстройкой, так что получился как бы один новый 4-этажный дом.
Углом на новый проезд выходит совершенно новое административное здание с декоративными колоннами, предназначенными, видимо, напоминать о московском классицизме.
Как раз напротив этого здания, на трассе нынешнего проезда, и стояла церковь Иоакима и Анны (эти святые — родители девы Марии). Церковь впервые упомянута в
Дом № 7 по Б. Якиманке — двухэтажный с мезонином — со стороны М. Якиманки сохранил почти первозданный вид первой половины прошлого века. Главный фасад, со стороны Б. Якиманки, обновлялся в конце века и приобрел черты модерна.
Дом № 5 — памятник архитектуры. Сейчас он 3-этажный, но третий этаж, видимо, сделан из антресольного этажа со стороны двора. Дом построен Комиссией для строения города Москвы после 1812 года по одному из образцовых проектов, редко применявшемуся в Москве: без традиционного портика и вообще без явно выделенного центра фасада, но с развитыми арочными композициями боковых простенков. В
Домик № 3 — двухэтажный с антресолями со стороны двора — начала прошлого века.