Под № 34 по набережной — еще одно массивное и представительное здание — бывшая гостиница «Кокоревское подворье», самая большая в городе в то время (1860-е годы, арх. А. Васильев). Тогда зеленая полоса на Болоте вдоль канала, шедшая почти до Малого Москворецкого моста, называлась Кокоревским бульваром (исчез в 1930-х годах). Сейчас зелени вдоль Болотной улицы нет, как и во всем квартале, только в церковном дворе два-три дерева.

 Имя Кокорева не столь широко известно, как имена других меценатов — Морозовых, Третьяковых, Щукиных, Бахрушиных. А он тоже был человек замечательный. Василий Александрович Кокорев (1817-89) родился в Вологде в семье средней руки купцов-старообрядцев. Систематического образования не получил, но всю жизнь читал и учился. Увлечения, интересы и познания его были на редкость многообразны. Природный ум, интуиция, энергия и воля сделали его одним из богатейших людей России. Сколотив состояние на винных откупах, он занялся внешней торговлей, участвовал в создании первых в России акционерных обществ: Волжско-Камского банка, Русского общества пароходства и торговли. Ранее других оценив перспективность нефти, основал первый в России нефтеперегонный завод в Саруханах близ Баку, пригласив консультантом Д.И. Менделеева. С 1850-х годов Кокорев жил в Москве и много сделал для города. Помимо гостиницы и участия в постройке конно-железных дорог, он был, как теперь говорят, спонсором многих важных общественных мероприятий, как, например, встреча и чествование защитников Севастополя (1856); прием американского посольства, первого после Гражданской войны в США; разные юбилеи и т.п. Кокорев был отличным оратором, видным публицистом либерального толка, убежденным сторонником реформ — крестьянской и судебной; написал ряд трудов по экономике. Самой популярной стала его книжка «Миллиард в кармане» — что-то вроде пособия для начинающих предпринимателей. Это название прочно пристало к Кокореву и стало его прозвищем, а в Москве редко кто из заметных людей обходился без прозвища. Уже упоминавшийся П.А. Бурышкин, лично знавший Кокорева, пишет: «Его в шутку ... называли кандидатом в министры финансов... в русской истории... он останется яркой фигурой человека, который хорошо знал нужды России и ее народный характер, угадывал ее потребности и... находил нужное решение». И действительно, высшие государственные чины, ценя аналитические способности Кокорева, не раз приглашали его как эксперта по запутанным финансовым вопросам. Официальных должностей он не занимал.

 Нам же Кокорев интересен более всего как меценат и коллекционер живописи. Он мечтал создать русским художникам, как правило — бедным, хорошие условия для работы. По его идее и на его средства в 1884 году была основана дача Академии художеств — своего рода дом творчества — в красивейшем месте на реке Мсте под Вышним Волочком. Кокорев считал, что природа России так прекрасна и разнообразна, что может вдохновить живописца не менее чем зарубежные поездки. Академическая дача в Тверской области существует поныне, а планировалось создать такие же на Волге, на Урале, в Крыму и на Кавказе. Была у Кокорева еще одна мечта — он, как и Третьяковы, хотел создать национальную картинную галерею. Собирать живопись он начал в 1840-х годах. К 1862 году, собрав около 500 картин лучших русских и западных мастеров, он решил открыть общедоступный музей. К своему дому в Петроверигском переулке (сохранился частично, в перестроенном виде) Кокорев пристроил двухэтажный объем — одно из первых специальных музейных зданий в Москве. Второй этаж освещался верхним светом. Всего было восемь залов: два из них занимала западная живопись, русская коллекция открывалась залом парадных портретов Левицкого и Боровиковского, рядом был зал Венецианова и художников его круга, отдельный зал занимали пейзажи Айвазовского и Боголюбова.

Особо гордился Кокорев брюлловским собранием — более 40 полотен. Галерея работала ежедневно «для всей образованной и жаждущей образования публики», входная плата была 30 коп., по праздникам — 10 коп. Стремясь сделать галерею настоящим просветительским центром, Кокорев устроил еще зал для бесплатных публичных лекций и трактир, оформленный в русском стиле — своего рода клуб, популярный у москвичей. Но все это прожило только восемь лет.

История знает случаи, когда самые талантливые и удачливые люди терпели крах — вспомним хотя бы Наполеона. Свою версию разорения Кокорева дает П.А. Бурышкин, не будем углубляться в это. Кокорев вынужден был продать сначала особняк, а потом и коллекцию. Основную ее часть купило Министерство Двора, позднее она вошла в фонд Русского музея. Семь картин приобрел П.М. Третьяков. Все лучшее из западного собрания купил коллекционер Д.П. Боткин, остальное разошлось по музеям и частным лицам.

 Кокоревская гостиница состояла из двух одинаковых корпусов по одной оси — один на Софийской набережной, другой на Болотной улице. Архитектура их проста — ряды окон в обрамлении наличников. Отличительная черта — верхний этаж, трактованный как мощный выступающий карниз из небольших арочек. Причем если корпус на Болотной сохранился в первоначальном виде, то корпус по Софийской набережной надстроен тремя современными этажами, что сильно повредило ансамблю набережной в целом. Корпуса гостиницы с высокими проездами посредине образовали огромный, во всю ширину квартала, прямоугольный двор. Продольные его стороны заняты более ранними длинными 3-этажными корпусами. А в начале нашего века посреди двора вырос громадный 5-этажный корпус, подобный тем торгово-складским зданиям, каких немало в глубине Китай-города. Двор превратился в два проезда, обтекающих этот корпус, что хорошо видно на плане. Гостиница была не очень дорогая, но комфортабельная и добропорядочная.

Здесь в разные годы жили Чайковский, Репин, Рубинштейн, Мельников-Печерский, Крамской, Мамин-Сибиряк, Аренский и другие известные люди. Гениально-остроумный Чехов писал литератору И.Л. Леонтьеву-Щеглову (5 янв. 1897, Мелихово): «Вы опять в мрачном «Кокоревском подворье». Это Эскориал, и Вы кончите тем, что станете Альбой». Здесь одним словом «Эскориал» (средневековый замок испанских королей) создан целый образ: огромность здания, безмолвие длинных коридоров, вышколенность прислуги. После Кокорева подворье (гостиница и торговые склады) принадлежало князю Н. Гагарину и называлось Софийским подворьем. В годы революции многие москвичи сдали сюда на хранение картины, антиквариат и мебель, но обратно, ясное дело, ничего не получили.

 Ныне корпус по набережной принадлежит МО, а остальные заняты учреждениями. Далее до самого проезда между двумя Москворецкими мостами все снесено, а были здесь два длинных корпуса лабазов прошлого века с двором-коридором между ними — картина, аналогичная той, что начинает Софийскую набережную. Все это до 1917 года принадлежало акционерному обществу «Товарные склады». Сейчас здесь строится административно-гостиничный комплекс.

 Несколько слов о мостах. В конце XVII века наплавной Живой мост был заменен деревянным мостом на сваях. В 1829 году его, в свою очередь, сменил арочный Москворецкий мост — тоже деревянный, но на каменных опорах. В 1872-м, после пожара, деревянные конструкции были заменены металлическими (инженер В.К. Шпейер). Старый Москворецкий мост выводил на Балчуг. В 1938 году был построен новый, Большой Москворецкий, чуть выше по течению — он выводит на Ордынку (архитекторы А.В. Щусев и И.Г. Сардарьян, инженер В.С. Кириллов). Мост состоит из трех железобетонных пролетов и облицован розовым гранитом. Его длина с подъездами — 524 м, ширина — 40 м. Старый Москворецкий мост был разобран. Продолжением трассы старого Москворецкого моста был Чугунный мост через канал, выходящий на Пятницкую. Он был построен в 1835 году инженером П. де Виттом на месте деревянного Высокопятницкого моста. В 1889-м Чугунный мост обновляли, а в 1966-м металлическое пролетное строение заменили железобетонным (архитектор К. Савельев, инженер О. Сосонко).

Малый Москворецкий мост построен в 1937 году в связи с переносом Большого Москворецкого как его продолжение (архитектор Л. Шипман, инженер Г. Броверман). При постройке новых мостов угловые дома на Софийской и Болотной набережных были снесены, следующие дома, таким образом, стали угловыми. На Софийской наб. это дом № 36. Сейчас он 4-этажный, но в основе его — двухэтажный дом ХVIII века. Он принадлежал дворянам Демидовым, а после 1812 года — купцам Находкиным. Летом 1998 года во дворе этого дома при обязательных перед строительством раскопках были найдены каменные топоры, возраст которых не менее четырех тысяч (!) лет.

 Угловой дом по Болотной, 10 сохранился лучше и потому более интересен. Это тоже особняк конца ХVIII века, с улицы — одноэтажный на белокаменном цоколе, со двора — 3-этажный из-за заметного уклона к реке. Поэтому обычный для купеческих домов проезд в центре фасада здесь превратился в крытую лестницу, что очень своеобразно. Декор особняка — середины прошлого века. Миновав второй корпус Кокоревского подворья (Болотная, 12), видим 3-этажный домик конца прошлого века. В узеньком, может быть, самом узком в Москве, дворике-тупичке пристроено производственное здание — пример жилья и «заведения» на одном участке. Под № 16 — 3-этажный особняк ХVIII — начала ХIХ века, интересный своей сохранностью. В цокольном служебном и верхнем жилом этажах — маленькие, глубоко ушедшие в толщу стены окна; во втором, парадном этаже — окна большие, с наивным лепным декором над ними. Столь же наивен портик из шести совсем плоских, будто нарисованных, пилястр, выполненных, скорее всего, не в кирпиче, а просто в штукатурке — чистая декорация. Все это завершается маленьким фронтончиком. От особнячка веет мирным провинциальным уютом, он очень мил своей непосредственностью и подлинностью. Перед ним полагался бы палисадник (а мы помним, что здесь был Кокоревский бульвар), а позади него, конечно, должен быть сад. Но во дворе видим лишь остатки служебных построек бывшей усадьбы. Это тот самый коленчатый двор, что тянется от Софийской набережной, только тогда он не был сквозным.

Под № 18 по Болотной улице — большое 4-этажное здание прошлого века, занимающее другим длинным крылом половину Фалеевского переулка. Здесь помещается управа района Якиманка и ряд других учреждений. Переходя Фалеевский переулок по направлению к Репинскому скверу, как образцовые туристы, глянем направо. В просвете узкого переулка возвышается Иван Великий — эта картина незабываема

Продолжение следует