Почти квадратный в плане КВАРТАЛ № 4 ограничен восточным концом сквера на Болотной площади, Фалеевским переулком, Софийской набережной, проездом между Большим и Малым Москворецкими мостами и Болотной улицей. Застройка здесь заметно отличается от квартала № 3: периметр образуют крупные импозантные здания конца прошлого века — настолько импозантные, что их фронт вдоль Фалеевского пер. даже напоминает Петербург.

Внутри квартал плотно застроен складскими и производственными корпусами разного времени. Узкие дворы здесь тоже вытянуты поперек острова, а вид на Кремль из Замоскворечья закрыт довольно высокой, а главное — сплошной застройкой набережной. Квартал особенно интересен тем, что он связан с именами известных московских купцов-благотворителей.

Угол Софийской набережной и Фалеевского переулка (№ 26/1) занят массивным зданием эклектично-парадной архитектуры (автор — академик архитектуры Ф.О. Богданович). Дом 4-этажный, но этажи очень высокие. Центр здания увенчан большим куполом, поэтому оно выглядит весьма внушительно. В нем помещается компания "Роснефть", но строилось оно для куда более скромных целей. Это был "Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени братьев Бахрушиных" — единственное в то время (1894) подобное заведение в России.

Купол — это домовая церковь Николы Чудотворца, освященная в 1903 г. Она пристроена со двора напротив главного входа. Интерьер ее был стилизован под ХVIII век. На самом углу здания была звонница, снесенная в 1920-х годах. В начале века в доме проживало более 300 вдов всех сословий и около тысячи их детей. Каждая семья (мать и дети) занимала отдельную квартиру из одной-двух комнат. Этим и отличался Бахрушинский дом: в других благотворительных заведениях вдовы и сироты проживали раздельно. Кухни и туалетные комнаты были общие, были также баня, прачечная и комнаты для игр, а во дворе — небольшой сад с качелями и гимнастическими снарядами.

При доме были и школы: начальная и две ремесленные — для мальчиков и девочек. Кроме вдов с детьми, в общежитие принимались бедные ("недостаточные", как тогда говорили) курсистки, для которых было 50 отдельных комнат в первом этаже.

Здесь уместно хотя бы коротко рассказать о купеческой династии Бахрушиных — нескольких поколениях меценатов, с именами которых мы еще не раз встретимся в прогулках по Замоскворечью. Вскоре после революции в Париже вышла на русском языке очень интересная книжка "Москва купеческая" (недавно издана и у нас) — о становлении и роли этого сословия в российской жизни; об истории многих купеческих фамилий. Автор — Павел Афанасьевич Бурышкин — тоже представитель видной московской купеческой семьи.

 Он пишет: "Бахрушины происходят из купцов города Зарайска... где... род их был известен уже с ХVII века. По профессии они были прасолы, т.е. гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города... Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848)... в московское купечество занесен с 1835 года..."

Продолжение следует

Он удачно вел дела и занимался благотворительностью. В 1851 г. Бахрушины стали потомственными почетными гражданами. Три сына А.Ф. Бахрушина продолжали его дело — кожевенное производство, а еще купили суконную фабрику в Нижних Садовниках. Две войны — Крымская (1855-56) и Русско-турецкая (1877-78) принесли им много заказов. Петр, Александр и Василий Алексеевичи стали членами Московского Биржевого общества, состояли в правлениях Купеческого и Учетного банков, приобрели в Москве более 10 доходных домов. Продолжает П.А. Бурышкин: "В то время существовало паевое товарищество " Алексей Бахрушин и сыновья". Жили братья очень патриархально. Старший, Петр Алексеевич, правил всем домом, всей семьей: и братьями, и взрослыми женатыми сыновьями, — как диктатор... Жили долгое время общим хозяйством, материал на одежду покупали штуками, для всех. Долго и касса была общая. В конце года выводилась общая наличность. ... у Бахрушиных в крови было два свойства: коллекционерство и благотворительность... Бахрушиных в Москве иногда называли профессиональными благотворителями. И было за что. В их семье был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятен, отделять ту или иную сумму на дела благотворения. Еще при жизни старших представителей семьи были выстроены и содержались за их счет: Бахрушинская городская больница (ныне — 33-я клиническая — О.Ш.), Дом бесплатных квартир, приют и колония для беспризорных, Ремесленное училище для мальчиков, Дом для престарелых артистов.

 В Зарайске была богадельня имени Бахрушиных". Да простит меня читатель за длинную цитату, но ведь это свидетельство современника. Можно добавить, что Бахрушины оплачивали много пособий бедным студентам, актерам и художникам. В 1885 г. братья Бахрушины купили участок на углу Петровки (часть бывшей усадьбы купцов Губиных) и сдали в аренду антрепренеру Ф.А. Коршу для постройки театра, дополнительно пожертвовав на это 50 тыс. рублей. Театр приобрел большую популярность, там начинали будущие корифеи МХТ Москвин, Топорков, Кторов. В 1932 г. театр стал филиалом МХАТ.

 В третьем поколении Бахрушиных наиболее известны братья Владимир Александрович — видный деятель городского самоуправления, Сергей Александрович — коллекционер и Алексей Александрович — создатель Театрального музея; а также их двоюродный брат Алексей Петрович — крупный коллекционер и библиофил, завещавший все свое собрание Историческому музею, и, что самое главное, — историк коллекционного дела в России.

 В четвертом поколении известны имена Юрия Алексеевича — театрального деятеля, сына А.А. Бахрушина, и его двоюродного брата Сергея Владимировича — видного историка, ученика В.О. Ключевского. Вот сколько страниц вписала семья Бахрушиных в отечественную историю и культуру.

Вернемся на набережную. Хотя, как было сказано, касса у братьев была общая, непосредственно строительством Вдовьего дома занимался Василий Алексеевич, затратив на него 1 млн 200 тыс. руб. — сумма по тем временам колоссальная. Дом стоит на месте усадьбы купца Д.Ф. Фалеева, давшей название переулку. На красную линию набережной выходил особняк с двумя симметричными флигелями и ограда с двумя воротами. В глубине владения был хозяйственный двор и сад. В 1812 г. усадьба сгорела, в 1821 ее восстановил новый хозяин — надворный советник И. Кологривов.

Желтый двухэтажный дом с аркой, отделанный и покрашенный так же, как Бахрушинский, под тем же номером и тоже занятый "Роснефтью" — это недавний "новодел" на месте 3-этажного особнячка под № 28. Сквозь арку можно пройти в длинный коленчатый двор, где все строения носят № 30.

Справа тянется 3-этажный корпус начала нашего века с признаками стиля модерн. В нем помещается выставочный зал "Якиманка". Прочие здания во дворе либо стоят сюда тылами, либо уж вовсе невзрачны и ветхи. Другим концом двор выходит на Болотную улицу. Сквозь узенький просвет между домами видны за каналом бирюзовые главы Воскресения в Кадашах.

Владение № 32 по Софийской наб. принадлежит храму Софии Премудрости Божией. На набережной стоит высокая нарядная колокольня. Пройдя под ее аркой, видим и сам храм, несравненно более скромный и более древний. Появление церкви Софии на этом месте предание связывает с новгородцами, переселенными в Москву Иваном Грозным в 1488-89 годах (главный собор Новгорода — Софийский). Первое упоминание о храме, еще деревянном, связано с описанием великого пожара 1493 года. Первое упоминание о каменном храме относится к 1682 году, но, по данным исследований, он построен лет на 30 ранее — одноглавый с шатровой колокольней; а в указанное время - период регентства царевны Софьи — церковь во имя ее святой покровительницы перестраивалась и украшалась на средства царевны. К концу ХVII в. храм представлял собой традиционную осевую композицию: бесстолпный четверик с пирамидкой кокошников и пятиглавием, небольшая трапезная и колокольня.

 В ХVIII веке были пристроены приделы Андрея Первозванного и Дмитрия Ростовского. В ХIХ в. — установлен новый иконостас, а колокольня разобрана и заменена ныне существующей. И уже в конце века была пристроена большая трапезная в псевдорусском стиле и такого же стиля декор наложен на фасады старого четверика; кроме того, была изменена форма глав. В наши дни в ходе реставрации раскрыты элементы первоначального декора фасадов.

Интерьер храма искажен многими переделками, сохранились фрагменты настенной росписи (художник В.Комаровский, ХIХ в.). Колокольня построена в 1862-68 годах архитектором Н.И.Козловским на средства купца Котова, чья усадьба была на месте завода Г.Листа. Колокольня выдержана в византийском стиле. Во втором ее ярусе — церковь Взыскания погибших. Высокий объем шатровой колокольни не связан по масштабу с маленьким храмом, а выполняет роль объединяющей вертикали для всей набережной, перекликаясь с кремлевскими башнями. Сейчас храм возрождается.