После революции в здании поместилась школа № 19 первой ступени им. Белинского, где учился писатель М. Коршунов, автор книги «Тайна тайн московских», и его друзья. Они жили в Доме на набережной — Юрий Трифонов, будущий известный писатель, и Лева Федотов — мальчик, о котором снят знаменитый фильм «Соло трубы». А еще там стоял старый рояль фирмы «Блютнер», на котором семь лет играл Рахманинов. И перед уходом на фронт летней ночью 1941 года Лева Федотов играл на этом рояле для своих друзей. Удивительные московские сюжеты, которые в наши дни уж не рождаются, а только пересказываются. В середине 1960-х годов школа перешла в новое здание в Кадашах. В доме разместились проектные организации.

Дом № 10 — перестроенный флигель усадьбы Дурасовых — сохранил ампирный облик 1820-х - 30-х годов.

Под № 12 — бывший завод Г. Листа. В 1863 году Густав Лист, купец 1 гильдии, немец родом, основал на углу Петровки и Кузнецкого моста мастерскую по производству насосов и пожарного инвентаря, что для деревянной России было весьма актуально. По иронии судьбы, через 10 лет мастерская сгорела и была возобновлена на Софийской набережной уже как завод, на месте усадьбы купца Котова и тыльной части усадьбы Дурасовых. Завод был назван Софийским и открылся в 1874 году. Набережную украсил нарядный особняк владельца (справа от ворот) в стиле ренессанс, с угловой лоджией, и инженерный корпус (слева от ворот), стилизованный под средневековье. На воротах стоят статуи кузнеца и литейщика (автор неизвестен).

«Милостивый государь, Густав Иванович! Комиссия Военного ведомства пришла к заключению, что механический завод «Густав Лист» приготавливает ручные и паровые насосы отличные по прочности, хорошей конструкции и тщательной отделки...» Так тогда писались официальные письма. К концу века на заводе было 400 рабочих, к 1917 году — около 1600.

После национализации он назывался «Завод № 5», «Гидрофильтр», «Красный факел». Гордостью его было литье цветных металлов. В предвоенные годы завод стал выпускать промышленные холодильники, с 1965 года это Экспериментальный завод ВНИИХолодмаш. О прошлом напоминают лишь статуи на воротах да пожарный колокол.

№ 14 — бывший особняк Харитоненко, занятый посольством Великобритании. Павел Иванович Харитоненко (1851-1914) был из крестьян Харьковской губернии. Его отец Иван Герасимович (1820-91) занялся новым тогда делом — выращиванием и переработкой сахарной свеклы. Ранее сахар в России был привозной и очень дорогой, больше в ходу был старый добрый мед. Сахарные заводы, построенные Харитоненко в родном городе Сумы и действующие поныне, принесли ему и богатство, и почет. К концу жизни за заслуги на ниве предпринимательства и благотворительности он получил редкий для купцов чин действительного статского советника, что равнялось генерал-майору и давало потомственное дворянство. Единственный сын Павел продолжил семейное дело, а, кроме того, стал крупным коллекционером живописи и председателем Общества друзей Румянцевского музея (это были, прежде всего, жертвователи средств).

В 1891 году П. Харитоненко выбрал место на Софийской набережной для строительства московского дома. Ранее здесь была усадьба с домом, несколько отступавшим в глубину участка, с двумя воротами в ограде по линии набережной. Этой барской по облику усадьбой владел после 1812 года купец Никифор Стариков. Отсюда открывался такой чудесный вид на Кремль, что даже соседство шумного завода Листа не смутило Харитоненко. Автор проекта — В. Залесский. Он не был новатором и построил солидный, пышно декорированный в «итальянском» стиле двухэтажный дом, стоящий по-усадебному — в глубине двора и фланкированный двумя флигелями такой же архитектуры, торцами выходящими на набережную. Между ними — высокая металлическая ограда с воротами. Позади дома — сад и большой двор с конторским и служебными корпусами, выходящими на тогдашнюю Лабазную улицу, а ныне Болотную площадь.

Роскошные интерьеры особняка, хорошо сохранившиеся, созданы Ф. Шехтелем, тогда еще молодым и считавшим себя скорее художником-декоратором, нежели архитектором. Семья Харитоненко жила в особняке до 1918 года. Во многих мемуарах упомянуты их блестящие приемы и вечера, где не раз пел Шаляпин, играл Скрябин. После смерти Павла Ивановича его вдова Вера Андреевна, урожденная Бакеева, взяла на себя все дела по заводам и имениям. Она преуспела в этом и продолжала меценатскую деятельность мужа.

 До лета 1918 года семья пыталась спасти дом от разграбления. Коллекция картин, жемчужиной которой была «Неизвестная» Крамского, была отдана на хранение в Третьяковскую галерею, да так там и осталась. Когда надежд на возврат прежней жизни уже не было, Харитоненко уехали сначала на Украину а потом в Париж, где и сейчас живет одна из внучек Павла Ивановича — Вера. В доме поместилась единственная оставшаяся в Москве иностранная миссия — Датского Красного Креста. Она занималась репатриацией германских и союзнических военнопленных. Потом особняк был передан Наркомату иностранных дел для проживания высоких гостей. Это уберегло дом от превращения в «воронью слобoдку» — участь многих московских особняков. В разные годы здесь жили: Герберт Уэллс, описавший его в книге «Россия во мгле»; скульптор Клер Шеридан — родственница Черчилля, работавшая в Москве над бюстами Ленина, Дзержинского и других вождей; небезызвестный американский миллионер Арманд Хаммер, нарком Литвинов с семьей и многие другие — американские, английские, турецкие и прочие деятели.

 В 1929 году дом был передан посольству Великобритании. К 100-летию особняка (1993) в Лондоне был издан «библиофильским» (очень малым) тиражом роскошный альбом на двух языках «Посольство Великoбритании в Москве. Особняк Харитоненко». Табличка с именем владельца до сих пор сохранилась на воротах.

 Под № 16 — 3-этажный особняк. В начале прошлого века здесь был небольшой дом, сгоревший в 1812 году и долго не восстанавливавшийся, т.к. Комиссия для строения Москвы хотела проложить здесь еще один проезд с набережной на Болото. Это не состоялось, и в 1844-м был построен нынешний дом. Он сохранился в перестройке 1868 года.

3-этажный с нарядным фасадом дом № 18 постройки 1817 года с 1825-го принадлежал княгине Н.Л. Оболенской, затем перешел в купеческие руки, в 1861-м был перестроен и в таком виде сохранился. Во дворе — более поздний 4-этажный жилой дом.

Участки №№ 20, 22 и 24 — территория большой усадьбы, разделенной после 1812 года на три владения. Под № 20 — маленький особнячок. Эта часть усадьбы принадлежала «московскому мещанину Якову Сивову». В 1821 году он построил деревянный дом с мезонином, во второй половине века перестроенный в камне. Как раз напротив Тайницкой башни Кремля стоит дом № 22 — украшение набережной, ценный памятник архитектуры, известный как «Дом Лобкова». Купец И. Лобков построил его в 1816 году на основе каменного флигеля вышеупомянутой усадьбы. В середине прошлого века сделана закругленная пристройка со двора, а в 1914-м — узкая пристройка слева для нового входа и лестницы. В целом дом сохранил свой благородный ампирный облик: 4-колонный портик с фронтоном, рустованный нижний этаж, изящно прорисованные лепные украшения. За портиком главного фасада — парадный зал. Традиционного антресольного этажа нет.

В «Атласе промышленности Московской губернии"» (1845) неожиданно находим: «Металлические ткани, московская мещанка Сарафанова Е.С., в доме Лобковой, Якиманской части 1-го квартала, 26 рабочих». Скорее все же, производство помещалось не в самом доме, а в дворовых постройках, которые частично сохранились. С 1849 по 1917 год домом владели купцы Веревкины.

Дом № 24 — послепожарный, построенный для купчихи Лебедевой с использованием более раннего. Около 1825 года он был разобран, за исключением угловой части, которая вошла в объем нового 3-этажного дома, обращенного главным фасадом в переулок. Двухэтажная часть дома — первой половины прошлого века. Всю эту сторону Фалеевского переулка составляют 2-3-этажные купеческие дома с лавками в первых этажах и с жильем, сдававшимся внаем, — в верхних. Кое-где видны следы заложенных арочных проемов.

 Такого же рода застройка продолжается и вдоль Болотной площади (дома №№ 4/2, 6 и 8). Не случайно эта улица, от которой осталась только одна сторона, называлась Лабазной. Все эти дома — примерно 200-летние, сохранившие лишь отдельные характерные черты: № 6 — рустованный нижний этаж, № 8 — арку. Во дворах — неказистые внешне, но тоже старинные постройки производственного и складского назначения.

От дома № 6 через три проходных двора можно выйти на Софийскую набережную. Это своего рода замена несостоявшемуся переулку, о котором говорилось выше.

Под №№ 10 и 12 по Болотной площади — служебные корпуса английского посольства. № 12 — симметричный, с мезонином над воротами, корпус усадьбы Харитоненко, в котором угадываются конюшни (там, где маленькие окошки). Хотя он оформлен в едином ключе с главным домом, на самом деле старше его и остался от усадьбы Н. Старикова.

 № 14 — промышленный корпус конца прошлого века, оставшийся от Густава Листа. Дальше тянется ограда, за которой видны тоже производственные корпуса — одни постарше, другие поновее. Сейчас эта бывшая тыльная сторона завода стала главной: здесь въезд и проходная.