2. Средние Садовники (кварталы № 3 и № 4)

 Это часть острова между мостами: Каменными (Большим и Малым) и Москворецкими (тоже Большим и Малым). До начала ХVIII в. перед Кремлем был Государев сад, южнее — узкая полоса слободы Средние Садовники, а еще южнее — до бывшей старицы или будущего канала — так называемое "болото". С 1514 г. это название стало именем собственным. Здесь были замечательные сооружения, погибшие при строительстве нового Б. Каменного моста.

Проект каменного Всехсвятского моста, выполненный еще в 1640-х годах страсбургским мастером Иоганном Крислером, был отклонен дьяками Каменного приказа: у них вызвал сомнение пролет в 40 аршин. В 1689 г. в Москву прибыл нижегородский мастер Дмитрий Васильев. Под его руководством было возведено на дубовых сваях 7 каменных "быков" с ледорезами. Они несли 8 арочных пролетов. Общая длина моста была 70 сажен, ширина — 22 сажени. На левом берегу мост заканчивался Всехсвятскими воротами Белого города, а на правом — грандиозной Шестивратной башней, построенной к возвращению Петра I из победоносного Азовского похода (1696). Башня выполняла роль предмостного укрепления и триумфальных ворот; перед ней была построена еще одна триумфальная арка — деревянная, первая в Москве. Если не высотой, то красотой Шестивратная башня вполне могла соперничать с Сухаревой, а двумя стройными шатрами напоминала Воскресенские (Иверские) ворота, что недавно восстановлены на Красной площади. Фасады были украшены резным белым камнем и цветными изразцами. С правого берега башня представала как преддверие Кремля, а с левого — как ворота в Замоскворечье. На мосту было много лавок. Всехсвятский мост был не менее интересен, чем всемирно известные средневековые Карлов мост в Праге или мост Генриха IV в Париже.

Наводнение 1783 года частично разрушило мост; обвалились три арки. После этого был проложен канал и построена деревянная Бабьегородская плотина, которая позволила отвести воды реки в канал и временно осушить русло для ремонта моста. Лавки с него были убраны, и в таком виде мост простоял до 1858 года. В 1859 г. был сооружен Большой Каменный мост на прежнем месте (на левом берегу он выходил на Ленивку). На правом берегу чуть ниже моста издавна стояла Никольская часовня, сначала — деревянная, позднее — каменная.

Рядом стоял Суконный двор — один из первых производственных комплексов петровской эпохи (1705). В разное время он назывался "Государев Суконный двор", "Суконный Большой двор". Он был основан как казенная мануфактура, но после 1720 года был передан купцам-компанейщикам, а в начале ХIХ в. принадлежал князю Ю.В.Долгорукову, бывшему генерал-губернатору Москвы. Двор работал до 1840 года, затем использовался для хозяйственных нужд и под жилье. В 1937 г., перед строительством нового Большого Каменного моста, он был снесен.

 Это было вытянутое каре двухэтажных корпусов. С реки и с Болота на внутренний двор вели монументальные ворота. Среди петровских построек в Москве Суконный двор — в ряду крупнейших, вместе с Арсеналом в Кремле (1702) и Лефортовским дворцом (1707). С последним его роднит решение фасадов с триумфальными въездами. Внутри были анфилады больших сводчатых помещений, этажи соединялись внутристенными лестницами.

Суконный двор начинал застройку Софийской набережной, его речной фасад определил красную линию, но более нарядным был южный фасад. Здесь был административный корпус мануфактуры. Этот фасад, как и Шестивратная башня, включался в зрелищную программу триумфальных шествий с юга к Кремлю. Имело значение и соседство с Царицыным лугом, что занял место Государева сада. По праздникам здесь устраивали "огненную потеху" — фейерверк. Во время коронации Елизаветы Петровны такая потеха шла более двух часов, а на реке стояли плоты с декоративными щитами, освещаемыми фейерверком. Луг был окружен рвами с водой, остатки их сохранялись до конца ХVIII века, когда луг уже активно застраивался. Так, на месте Фалеевского переулка был ров.

 Болотная площадь была не только торговой. В середине ХVII в. сюда по приказу патриарха Иоасафа на 5 возах свезли и сожгли музыкальные инструменты, отнятые у скоморохов и частных лиц по всей Москве. Музыка считалась греховным занятием. Зимой на Болоте устраивались кулачные бои, где иной раз бывал и сам царь Алексей Михайлович. При Петре II, в 1727 г., сюда было перенесено место публичных казней — до того они совершались около Лобного места. 10 января 1775 г. на Болоте был четвертован Е. Пугачев с четырьмя своими сподвижниками. Известный мемуарист А.Т. Болотов так описывает это событие:

 "Мы нашли уже всю площадь на Болоте и всю дорогу на нее от Каменного моста уставленной бесчисленным множеством народа... мы ... спешили бежать к самому эшафоту ... Весь оной в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым тесно фрунтом войск... с заряженными ружьями, и внутрь сего обширнаго круга недопускаемо было никого..."

Генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский писал Потемкину:

"Вчерашняго числа... исполнена казнь. Пугачев был в великом разкаянии, а Перфильев и Шигаев толиким суеверием и злобою заражены, что и после увещания от священника не согласились приобщиться. Перфильев же и во время эксекуции глубоким молчанием доказывал злость свою, однако, увидя казнь Пугачева, смутился и оторопел. Таким образом свершилась казнь злодеям, и завтрашняго дня как тела, так и сани, на коих везли Пугачева, и эшафот — все будет сожжено".

После этого на Болоте и вообще в Москве публичных казней не было. Екатерина II издала указ:

 "...Внутреннее возмущение, происшедшее от донского казака Емельки Пугачева, предать вечному забвению и глубокому молчанию..."

 Однако она же рекомендовала Вяземскому "...быть весьма осторожну... дабы не ускорить и без того грозящую беду. Ибо если мы не согласимся на уменьшение жестокости и умерение человеческому роду нестерпимого положения, то и против нашей воли сами оную возьмут рано или поздно".

 Деревянные торговые ряды на Болоте, главным образом, мучные лабазы, в 1842 г. были заменены каменными (арх. М.Д. Быковский). Новый гостиный двор организовал пространство самой большой в Москве площади. Работы на Болоте входили в комплекс мер по благоустройству набережных в связи со строительством храма Христа Спасителя. Гостиный двор был снесен в 1938 г., площадь залили асфальтом. К 800-летию Москвы был устроен красивый сквер по проекту архитектора В. Долганова. С улицы Серафимовича в него ведет парадный вход, торжественно оформленный узорной чугунной решеткой, парапетами и вазами розового полированного гранита. Авторы ограды — архитекторы И. Мельчаков и В. Крюков. Еще через 10 лет был установлен памятник Репину (скульптор М. Манизер, архитектор И. Рожин). С 1962 г. площадь носила имя Репина, теперь она снова Болотная.

Проект Малого Каменного моста был выполнен еще в 1770-х годах, но реализован только в 1880. Нынешний мост построен в 1938 г. (архитекторы К. Яковлев и Ю. Яковлев). Средние Садовники сегодня — это два больших квартала. На плане видно, что и участки, и здания вытянуты поперек острова. Это — наследие тех времен, когда строить приходилось вдоль "ровушек".

КВАРТАЛ № 3 ограничен ул. Серафимовича, Софийской набережной, Фалеевским переулком, Болотной площадью.

Софийская набережная получила свое название в 1830-х годах по церкви св. Софии. Застройка же сформировалась и границы владений утвердились еще раньше — в конце ХVIII в. В 1838-40 годах прошла реконструкция набережной под руководством инженера А. Дельвига. Деревянную стенку заменила каменная. В 1930-х годах набережная была заново одета гранитом и устроен спуск к воде. С 1964 по 1991 год она носила имя Мориса Тореза.

Фалеевский переулок возник на рубеже ХVIII-ХIХ веков после засыпки рва и назывался Мучным или Хлебным; свое нынешнее название он получил в прошлом веке по фамилии купца, чья усадьба здесь была.

 5-этажный жилой дом № 16/5 на углу ул. Серафимовича и Болотной пл. (1928 г., арх. В.Юнг) в 1938 г. оказался на трассе строящегося моста и был передвинут на 74 м к востоку. За ним вдоль ул. Серафимовича до набережной тянется узкий сквер.

Софийская набережная начинается с дома № 6. Узкое и длинное купеческое владение и сам дом с проездом в центре фасада возникли здесь в конце ХVIII в. В 1867 г. дом стал двухэтажным. Двор-коридор, через который переброшены живописные арки, обстроен хозяйственными корпусами прошлого века; среди них есть довольно интересные. В 1904 г. был выпущен справочник "Фабрики и заводы Москвы и ее ближайших пригородов". Там, в частности, находим:  "Заведение минеральных и фруктовых вод Ланина и наследников, Софийская наб., собств. дом, 90 рабочих";  Столярное заведение Сергеева А.С., Софийская наб., дом Котельниковой";  "Тамбурно-вышивальное заведение Комова В.К., Софийская наб., дом Шабаг" и так далее. Поскольку дома указываются только по именам владельцев, трудно без специальных разысканий точно сказать, какое или какие "заведения" находились именно в этом дворе. Но почти наверняка здесь была часть фабрики Эйнема: -

 "Фабрика шоколада, конфет и чайных печений Товарищества Эйнем, Софийская наб., собств. дом, Берсеневская наб., собств. дом" (Там же, 1904 г.). И на плане города 1911 года фабрика Эйнема показана в двух местах — там, где мы ее знаем сегодня, и как раз здесь. Потом она отсюда ушла, а корпуса заняли другие производства. Этот полуразрушенный ныне комплекс можно очень красиво обустроить, превратив двор-коридор в пассаж под стеклянной крышей и выявив все сохранившиеся необычные архитектурные детали. Будем надеяться, что так и произойдет.

Нынешние владения № 8 и № 10 — бывшая усадьба Дурасовых. В глубине участка № 8 — большой дом дворцового типа, построенный в конце ХVIII в. при генерал-майоре А.З. Дурасове. Тогда фасад украшал 4-колонный портик со скульптурами по бокам, в гладь стен были врезаны барельефы. На линию набережной выходила ограда с воротами и два флигеля, слева от дома тянулись службы, позади был сад и хозяйственный двор (эта часть усадьбы в 1870-х годах отошла к соседнему заводу Г. Листа). Нынешний вид дом получил тогда же, при переделке его для Мариинского училища Дамского попечительства о бедных. От эпохи классицизма сохранилось построение фасада: три этажа — нижний служебный, высокий парадный бельэтаж и верхний жилой. В декоре — смешение классических и поздних элементов. Центр фасада отмечен портиком из 6 пилястр, цоколь рустован, обрамление окон в духе барокко, стены украшены лепными венками, наверху — три фигурных фронтончика, над входом — уродливый современный козырек из алюминия. Но и в таком виде это ценный памятник. Внутри сохранилась парадная лестница и кое-какие остатки декора. На участке частично сохранились службы.

 Училище готовило гувернанток и домашних учительниц. С 1894 по 1901 год штатным преподавателем музыки здесь был Сергей Рахманинов. Для своих учениц он написал 6 лирических хоров и несколько романсов. Есть воспоминания М.Л. Челищевой, воспитанницы училища: "Спокойной, медленной походкой входил он в класс... опустив голову на пальцы рук, он вызывал ученицу, не поднимая головы, спрашивал урок... Только впоследствии, когда я, уже учась в Московской консерватории, встречалась с ним иногда на генеральных репетициях симфонических концертов в Благородном собрании, он всегда был приветлив и производил совершенно другое впечатление: сердечного и мягкого человека".

Продолжение следует