Часть первая. ОСТРОВ

Длинный остров без названия, разделяющий кремлевскую сторону города и материковое Замоскворечье, появился тогда, когда был прорыт Водоотводный канал. Но и ранее эта полоса земли была почти изолированной. С конца XIV века она принадлежала великим князьям и служила двум целям: во-первых, была плацдармом для защиты Кремля с юга; во-вторых, здесь были сады и огороды для нужд великокняжеского, а позднее — царского двора. Прямо напротив Кремля находился Государев сад, а остальную территорию занимали дворцовые слободы: Верхние, Средние и Нижние Садовники. Поначалу они не имели улиц и переулков: были только дороги вдоль берега и вдоль дренажных канав ("ровушек"), прорытых по направлению к реке. "Ровушки" осушали почву и в какой-то мере защищали от паводков. Первая настоящая улица образовалась в XVII веке в Нижних Садовниках. Она тянулась вдоль реки и называлась, как и теперь, Садовнической.

 Застройка слобод была свободная и, за очень редким исключением, деревянная. Только к концу XVII века большинство храмов было перестроено в камне, и в самых богатых усадьбах появились каменные палаты. С этого же времени постепенно застраивается Государев сад. Остатки его погибли в пожаре 1701 года; с тех пор названия слобод — уже просто дань традиции.

 Вместо садов на "острове" стала развиваться торговля. Во второй половине XVII века у мостов зародились своего рода торговые центры, которые оживились с постройкой первого на Москве-реке каменного моста — Всехсвятского — на месте брода, чуть выше нынешнего Большого Каменного. В начале XVIII века у Всехсвятского моста появились Суконный и Винный дворы; после пожара 1730 года стал обстраиваться лавками и трактирами Балчуг.

 Когда строили канал, все "ровушки" были засыпаны. Канал поначалу заканчивался у Балчуга, но после больших наводнений 1786 и 1787 годов был продолжен до восточной стрелки острова. Тогда же был построен огромный деревянный гостиный двор на Болотной площади.

После войны 1812 года начались работы по регулированию уровня реки и благоустройству набережных: построены Бабьегородская и Краснохолмская плотины (разобраны в 1930-х годах); в 1836 г. — одеты камнем и ограждены решетками Софийская, Болотная и Раушская набережные. Почти все мосты, составляющие неотъемлемую примету замоскворецкого пейзажа, до середины прошлого века были деревянными. Исключение составляли Всехсвятский и Косьмодамианский мосты (о них подробнее будет сказано ниже).

Вторая половина XIX и начало ХХ века оставили на острове ряд крупных общественных и промышленных зданий: гостиница "Кокоревское подворье" на Софийской набережной, электростанция и трамвайный парк на Раушской, вторая электростанция на месте Винного двора, кондитерская фабрика Эйнема, Голутвинская мануфактура, суконная фабрика в конце Садовнической улицы. Промышленность проникла даже на парадную Софийскую набережную (завод Густава Листа). На рубеже веков и на Балчуге уже были многоэтажные гостиницы и магазины.

 Крупные здания сильно изменили характер застройки, частично закрыв виды из Замоскворечья на Кремль. На рубеже веков остров был связан с материком восемью мостами: через реку — Б. Каменный, Москворецкий, Б. Устьинский и Б. Краснохолмский; через канал — М. Каменный, Чугунный, Комиссариатский и М. Краснохолмский. Западная стрелка острова в 1900-х годах была оформлена оригинальным зданием Яхт-клуба.

 В 1936-39 годах все мосты через реку были возведены заново в связи со строительством канала Москва-Волга, Северного и Южного портов и необходимостью пропускать крупные суда. Перестройка мостов неизбежно затрагивала прилегающие кварталы, которые нередко исчезали под предмостными площадями. Так, между Большим и Малым Каменными мостами образовалось широкое пространство — ни улица, ни площадь, хотя и зовется улицей Серафимовича. И, видимо, правильно, что сегодня, когда возвращены прежние названия, она осталась улицей Серафимовича: ни ее трасса, ни силуэт ничего не имеют общего с прежней Всехсвятской. Здесь стоит знаменитый "Дом на набережной". Впрочем, после выхода в свет повести Юрия Трифонова это название можно писать без кавычек.

 И все же берега реки и канала в значительной мере еще хранят исторический облик. Новые "горбатые" пешеходные мосты через канал хорошо вписались в ландшафт Замоскворечья. Новые здания и комплексы в основном сосредоточены в Нижних Садовниках. Восточная стрелка острова уже в наши дни застроена остроконечными башнями культурно-делового центра "Красные Холмы" — к счастью, достаточно далеко от Кремля.

В границы Якиманской части на острове входили Верхние и Средние Садовники.

 1. Верхние Садовники (кварталы № 1 и № 2)

 Так называлась часть острова от стрелки до Всехсвятской улицы. Внутри Верхних Садовников выделялась Берсеневка - урочище близ Москвы-реки.

 "Дом на набережной" (Серафимовича, 2) построен в 1928-31 годах; архитектор Б.М. Иофан. Об истории дома и его именитых обитателях написаны горы литературы. Первый этаж буквально облицован мемориальными досками. В подъезде № 1 есть музей истории дома. А мы поговорим немного об архитектуре этого комплекса зданий.

Его замысел связан с бытовавшей в 20-е годы идеей жилкомбинатов, объединяющих жилье с обслуживающими учреждениями. Крупные объемы 11-этажных жилых корпусов заполняют небольшой квартал (3 га), группируясь вокруг трех дворов, связанных высокими проездами. В комплекс входили: более 500 квартир, кинотеатр, универмаг, детские и спортивные учреждения, столовая, почта, службы быта. Архитекторами было спроектировано в доме все, вплоть до мебели — квартиры сдавались полностью оборудованными. Здесь был как бы "остров коммунизма". Хотя среди равных были "самые равные": были квартиры "генеральские", а были и "маршальские". В свое время это был самый большой жилой дом в Европе. О размахе замысла говорит хотя бы то, что нынешний Театр эстрады проектировался как домовый клуб — всего-навсего.

Крупные помещения общественного назначения выделены в отдельные объемы — главные узлы композиции. К улице Серафимовича обращен асимметричный фасад из жестко-прямоугольных объемов. С ними контрастирует объем кинотеатра, призванный смягчить переход к низкой застройке Кадашевской и Якиманской набережных. Теперь уже мало кто помнит, что кинотеатр, в свое время самый большой и фешенебельный в Москве, построен в форме значка "Ударник труда", отчего и носит такое название.

 На Берсеневскую набережную выходит симметричный фасад с мощными колоннами Театра эстрады в центре, предвещая переход от аскетичного конструктивного стиля первых пятилеток к сталинскому "классицизму". Клуб сначала носил имя Рыкова, потом — Калинина, потом здесь был Детский театр, с 1935 г. — кинотеатр. Там также проводились официальные мероприятия Совмина. Театр эстрады открылся в 1961 г.

Дом на набережной занял место Винно-Cоляного двора. Фасад вдоль улицы Серафимовича совпадает с красной линией прежней Всехсвятской — это единственный материальный след ее существования. До прокладки канала Всехсвятская улица пересекала "остров" по дамбе.

Винный двор - центр государственной виноторговли — возник здесь в начале ХVIII в. и назывался Большим Кружечным, а позднее — Каменномостским питейным двором. Обширный участок окружали низкие сводчатые каменные складские корпуса с глухими наружными стенами. В корпусе, ближнем к Малому Каменному мосту, помещалось управление предприятия — Корчемная контора — и аустерия (так в петровское время назывался кабак). В 1730-х годах Винный двор расширялся (арх. И. Мичурин, Ф. Васильев); в 1760-х — снова расширялся (арх. Д. Ухтомский). После устройства рынка на Болоте Винный двор стал частью общегородского торгового центра. Главный вход со Всехсвятской оформился проездной башней в стиле классицизма, глухие стены тоже получили классическую обработку. В дальнейшем облик комплекса не менялся; в ХIХ веке он, в соответствии с назначением, стал называться Винно-Cоляным двором. Часть его строений в глубине участка была разобрана на рубеже ХIХ-ХХ веков для строительства электростанции, а остальные — перед постройкой Дома на набережной.

Продолжение следует