К многочисленным проблемам Якиманки неожиданно прибавилась еще одна. Дал трещину могучий дуб у дома 23 на Донской улице. Уже не первый век растет он здесь. Меняются эпохи, дома, люди, сам воздух, а дуб стоит наперекор всему жизнеутверждающим вызовом всесильному времени. Но и ему трудно выжить в центре мегаполиса. Неравнодушный якиманец заметил и поведал собравшимся, что ствол дерева треснул, образовалось дупло, а значит – годы патриарха сочтены.

«У нас в районе дубов, тем более таких древних, мало, надо помочь – обратился глава управы к своим подчиненным. Те обещали взять занемогшего старожила под опеку.

Как тут не вспомнить аббата де Лилля, писавшего в XVIII веке о старых деревьях в стихах: «…Они священны! В них живет о прошлом память, их старость, как отцов семейства, надо чтить».

Любопытно, что перекличка с высказываниями классика садово-паркового искусства на этом не закончилась. Одна из участниц встречи недоумевала: почему траву на газонах стригут слишком коротко, не лучше ли дать ей свободно расти. «Что мы все на эту Англию смотрим»– добавила она. Точно также считал два с лишним века назад и наш француз – аббат. По его мнению, идеальный газон возможен лишь в теплом и влажном климате туманного Альбиона, в других условиях трава выгорает и чахнет. «А выжженный газон – он пустырю сродни!» – предупреждал де Лилль. Глава управы М. Столбов с ним согласен лишь отчасти: общемосковский стандарт предусматривает стрижку травы не выше 10 см, и ее необходимо регулярно поливать.

Увы, даже элементарные требования часто не соблюдаются при благоустройстве территории, развернувшейся сейчас по всей Якиманке. М. Столбов поделился с собравшимися впечатлениями от инспекции двора на Донской 25, где идет капремонт, на который коммунальщикам выделены немалые средства. «Это возмутительно! Все будут переделывать и траву пересевать за свой счет». Подобную ситуацию предусматривал и хрестоматийный аббат: «Чтоб не нарушить чар естественной природы, Потребны ум и вкус, а вовсе не расходы».

Но вот чего невозможно было предсказать в XVIII веке, так это великое автомобильное нашествие. В настоящей осаде оказался дом 5/9 по 2-му Добрынинскому переулку. Подступы к нему и сам двор оккупировали чужие авто, в том числе сдающиеся на прокат. Не лучше и у соседних дворов в 1-м и 3-м Добрынинских. Жители давно добиваются установки шлагбаумов. Глава управы одобрил это стремление, обещал содействие, но оговорился: «В квартале надо прежде убрать оставшиеся здесь пять ракушек».

Сложная ситуация с парковкой у дома 16 по Шаболовке привела к тому, что дама-водитель сбила на тротуаре пешехода. А вот жители Мытной 28, похоже, добились своего: районная гаражная комиссия официально разрешила им закрыть двор. Вывозятся брошенные машины с Ленинского 13.

Сложнее дело с народными гаражами и большими наземными и подземными стоянками. Где их разместить пока непонятно. Управа предлагает устроить паркинг на месте сносимого старого домика во дворе на Донской 14. Здесь, однако, есть проблемы: в связи с известными событиями на Б. Якиманке 15 все разрешения на снос сейчас приостановлены и пересматриваются. По тому неясна и судьба давно выселенного и ставшего прибежищем крыс и бомжей некогда солидного здания XX века в 1-м Добрынинском пер. 8. Инвест-контракт на его капремонт аннулирован в связи с невыполнением застройщиком обязательств.

В воздухе порой зависают не только масштабные проекты, якиманцы давно и повсеместно жалуются: в детских песочницах нет песка (см. письма жителей, опубликованные на нашем сайте и переданные в управу). Но коммунальные службы не прореагировали на просьбы жителей. Поднимался этот вопрос и на встрече 3 июня. Глава управы распорядился решить проблему в кратчайшие сроки. Коммунальщики ответили – «есть!». Выходит, что районным службам до просьб и пожеланий жителей нет дела, и для того, чтобы решить пустяковый вопрос, требуется окрик руководителя, так работает пресловутая вертикаль власти. Ну а якиманцам остается только надеяться, что и в этом деле, и во всех других сбудутся слова аббата де Лилля, сказанные им о России и емко формулирующие ее национальную идею: «Умение и труд там все превозмогают». Было бы желание потрудиться, добавим мы.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru