Москва-река дала нашему городу имя и жизнь. Она поила, кормила и защищала его веками. Но она же была извечной головной болью горожан. В межень недоступная для серьезного судоходства, необузданная в половодье, река вдобавок еще и препятствовала развитию Москвы в южном направлении, изолируя ядро города от предместий. Лишь в конце XVII в. была налажена более или менее надежная связь между берегами – построен каменный Всехсвятский мост. Но проблема наводнений с каждым десятилетием все обострялась.

Вполне научное объяснение этому было дано еще в екатерининские времена. Хищническая вырубка лесов в верховьях реки для строительных и бытовых нужд города привела к изменению режима снеготаяния. Вешние воды разом устремлялись с полей в реку и ее притоки. Увеличению масштабов наводнений способствовали подсыпка и застройка берегов, сужавшая русло. К тому же на пути паводков встала громада Всехсвятского моста. Его неширокие проемы часто забивались льдом, обломками разбитых судов и всяким мусором.

Попытка обуздать стихию и улучшить судоходство была предпринята при Екатерине II. План перепланировки древней столицы, составленный в 1775 г. «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», предусматривал грандиозные гидротехнические работы. Намечалось прорыть отводные каналы. Один должен был спрямить большую замоскворецкую излучину по линии Андреевский монастырь (у Воробьевых гор) – Даниловская слобода (примерно по трассе нынешнего Третьего транспортного кольца). Другой предполагалось провести по древней старице от Бабьего городка до Кожевников, а в его низовьях построить речной порт и хлебный рынок.

К осуществлению дорогостоящего и трудоемкого проекта долго не приступали. Сооружение Андреевского спрямления так и не было начато. Строительство же центрального канала подхлестнуло очередное катастрофическое наводнение 1783 г. Паводок тогда разрушил арки Каменного моста. Чтобы отремонтировать его, пришлось соорудить выше по течению временную деревянную плотину и отвести реку в новое русло. Оно прошло по древней старице. Первоначально канал доходил только до Балчуга и близ храма Георгия в Ендове соединялся «ровушком» с Москвой-рекой. Отсюда название Раушская набережная. Первая очередь строительства завершилась в 1786 г. В последующие десятилетия канал продлили до Краснохолмского моста. Предполагалось, что новое русло возьмет на себя до 40 процентов весеннего паводка. Однако узкий канал не смог обезопасить город от стихии и существенно улучшить судоходство.

В 1830-х годах по инициативе генерал-губернатора В.И. Голицына вновь развернулись масштабные гидротехнические работы. Москва тогда переживала очередной строительный бум, в ней бурно развивалась промышленность, торговля. Город нуждался в надежной транспортной инфраструктуре. Особая роль в планах отводилась реконструкции Водоотводного канала, который предполагалось сделать судоходным. Для этого его расширили местами до 40 м, углубили и очистили. На реке была сооружена Бабьегородская, а в конце канала – Краснохолмская плотины. В результате уровень воды поднялся. В Кожевниках канал получил новое русло и шлюз для пропуска судов. Шлюзовой набережная зовется и поныне. Тогда же засыпали старинные «ровушки» и на Балчуге.

Но транспортное значение канал сохранял недолго. Во второй половине XIX в. началась эпоха железных дорог. Постепенно судоходство на канале пришло в упадок. Остался лишь популярный у москвичей прогулочный маршрут от Болотной площади мимо Воробьевых гор к Бородинскому мосту. Не слишком оберегал канал и от наводнений. Поэтому на рубеже XIX–XX вв. всплыла давняя идея строительства Андреевского спрямления. Канал же предлагали вовсе засыпать. Но этого не случилось, более того, его постоянно благоустраивали. Перед революцией, он, единственный из московских водотоков, имел набережные из «дикарного камня» на всем протяжении. Через него были перекинуты капитальные мосты. По берегам выросли промышленные предприятия: кондитерская фабрика Эйнема, ткацкая Шредера, Трамвайная электростанция, Голутвинская мануфактура, водочный завод Смирнова и другие, помельче…

В советское время, в 1930-х годах, канал вместе с водной системой Москвы подвергся реконструкции. Его одели в высокие каменные набережные, соорудили новые мосты, включая Малые Каменный и Москворецкий.

Когда началась Великая Отечественная война, возникло опасение, что канал послужит хорошим ориентиром для немецких летчиков во время бомбежек центра города, Кремля, а потому в некоторых местах над ним натянули маскировочные сети, а водную гладь заполнили плотами с макетами домов.

Ныне Водоотводный канал, казалось бы, полностью исчерпал первоначальное предназначение. Наводнения на Москве-реке давно прекратились. Утратил канал и былое значение для судоходства. Сегодня лишь маленькие катера и баржи заходят сюда, когда нужно ремонтировать мосты и набережные или очищать от мусора водную поверхность. Правда недавно недалеко от Болотной площади вновь стали ходить прогулочные суда.

При всем том градостроительная роль канала по-прежнему велика. По его набережным движутся транспортные потоки. Канал во многом формирует ансамбль прибрежной Якиманки, придавая ей неповторимый колорит. В последние годы здесь много строят. В пределах района появилось несколько современных деловых центров, памятник Петру, пешеходные Патриарший и Лужков мосты. На очереди еще два. Один – в створе Б. Якиманки, другой – у 3-го Голутвинского переулка. На набережных появятся обширные пешеходные зоны. Есть и проекты экзотические. Например, строительство автостоянки под дном Водоотводного канала…

Судя по тому, что кое-где вдоль берегов канала летом распускаются и радуют глаз прохожих кувшинки, вода в нем не такая уж грязная. А несколько лет назад здесь обнаружили крупную красноухую черепаху. Летом в жаркую погоду она плавает около берега и вылавливает куски размокшего хлеба, который щедро бросают ей сотрудники расположенных поблизости фирм и местные жители. Этот вид рептилий на зиму зарывается в ил и впадает в спячку, очевидно, именно таким образом черепаха переживает московские морозы.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©