Первое летописное упоминание о храме на этом месте относится к 1571 году. В 1625-м был освящен главный престол церкви во имя Преображения Господня. В 1685 г. храм возвели в камне. Вскоре здесь было явлено чудо. Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» исцелилась праведная вдова Евфимия Акинфиева. Потом последовали другие исцеления. В 1730 г. в честь чудотворного образа был устроен особый придел.

Молва о святыне ширилась. Рос и приход на Ордынке. Многочисленным паломникам и прихожанам стало тесно в скромном старинном храме.

Обновить церковь взялся богатый и просвещенный купец Афанасий Долгов. Его дом, впоследствии перестроенный, и сейчас стоит по другую сторону Ордынки.

Для возведения нового храма Долгов пригласил лучшего московского архитектора того времени и своего родственника Василия Баженова. В 1783 г. состоялась закладка здания, к 1791-му удалось построить колокольню и трапезную с приделами Варлаама Хутынского и Богородицы «Всех скорбящих радость».

Ничего подобного в Первопрестольной дотоле не строилось. Трехъярусная колокольня, украшенная изысканными полуколоннами и пилястрами, увенчанная шаровидной главкой, высоко поднималась над низменным Замоскворечьем. К ней примыкает объем трапезной со скругленными углами, великолепными портиками и круглыми окнами. В творении Баженова классическая простота и ясность соединились с истинно московской нарядностью. Внутреннее пространство храма поражало простором.

Освящение новостройки стало для Москвы событием большого духовного значения. Обряд совершил выдающийся церковный и общественный деятель той поры митрополит Платон.

Что касается реконструкции самого храма, то она затормозилась на четыре десятилетия. Главный престол Преображения Господня оставался в старом ветшающем здании. В 1812 г. церковь была разорена французами и пострадала от пожара. А в 1828-м пришла, наконец, пора возобновить реконструкцию.

Древний Преображенский храм был снесен. На его месте к 1836 г. возвели новый. И на этот раз ктитором был купец Долгов, но уже сын. К богоугодному делу подключилась и другая именитая купеческая семья, жившая на Ордынке, – Куманиных (родственников Ф. Достоевского). Проект был заказан крупнейшему зодчему послепожарной Москвы Осипу Бове.

Храм выстроен в виде монументальной ротонды, завершенной массивным куполом. Подобное решение Бове в последующем применил в церквах подмосковных усадеб Архангельское и Пехра-Покровское. Ротонда на Ордынке отличается от них торжественной пышностью. Огромные окна обрамлены обильной лепниной. Лепной орнамент покрывает и карниз. Двери храма выделены ионическими портиками. Внутри ротонды светло и просторно. Двенадцать мраморных колонн ионического ордера поддерживают барабан купола, сквозь окна в его основании лучи солнца падают на позолоченный иконостас и чугунные плиты пола.

Храм на Ордынке, творение двух великих зодчих, детище двух ярких эпох, воспринимается тем не менее как единое архитектурное целое. Ранний классицизм Баженова и зрелый ампир Бове удивительным образом взаимодействуют друг с другом, не впадая в диссонанс.

Реконструкция храма была завершена уже после смерти Бове, его братом Михаилом, тоже архитектором. В 1904 г. в церкви был большой ремонт, средства на который дал богатый прихожанин Шемшурин.

В начале 1930-х в числе многих московских храмов был закрыт и Скорбящинский. К счастью, его не разрушили, как сотни других. План реконструкции Москвы предусматривал расширение Ордынки, храм должен был оказаться на бульваре посередине новой магистрали, но проект не был реализован. В войну в церкви размещались запасники Третьяковки. Музейщики тщательно оберегали и интерьеры здания. 

Военная гроза несколько поубавила богоборческий пыл власти. В стране стали открываться церкви и монастыри. Богослужение в храме возобновилось в 1948 г. Храм славен хором, созданным выдающимся регентом Н.В. Матвеевым. В 1966 г. в церкви состоялось отпевание Анны Ахматовой, которая при жизни часто приходила сюда помолиться, гуляла в церковном саду.

При храме существовала богадельня. Ее небольшое здание, построенное в 1764 г., несколько раз перестраивалось. В 1994-м его разобрали, а затем воссоздали в исторических формах. В глубине двора сохранился интересный домик причта, выстроенный в XVIII в. (Ордынский тупик, 4-а).


Иконы БОГОМАТЕРИ «Всех скорбящих радость» в Первой градской больнице храм (Ленинский пр-т, 8)
Сегодня лишь немногим знатокам старой Москвы известно, что такая церковь когда-то существовала. Заложена она была 1 июня 1863 г., а освящена в начале 1865-го. Храм (второй в Градской больнице) служил для отпевания умерших больных. Здесь же находился анатомический театр. В 1891–1892 гг. Скорбящинскую церковь несколько расширили, украсили новым иконостасом. После революции храм был закрыт. Его помещение долгое время использовали как морг. Уже в 1960-х гг. здание снесли. На его месте появилась больничная прачечная, позднее перестроенная под аптеку.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©