Постепенно город разрастался. Неподалеку, где ежегодно наводился наплавной мост, на москворецком левобережье выстроили церковь Всех Святых. Деревянная, а впоследствии каменная, она просуществовала без малого пять веков – с XIV по XIX, когда была снесена при возведении храма Христа Спасителя.

Всехсвятская церковь и дала имя «восьмому чуду света», грандиозному каменному мосту через Москву-реку. Идея его возведения созрела в XVII в. После строительства укреплений Скородома и преодоления последствий Смуты в здешних местах разрослись военные и ремесленные слободы. Стала очевидной необходимость наладить надежную связь между берегами Москвы-реки.

Опыт каменного мостостроения в России был тогда весьма скромен. Москва могла похвастаться всего двумя кирпичными мостами: у Троицких ворот Кремля – через Неглинную и у Спасских – через крепостной ров. Оба были построены еще в начале XVI века. Масштаб и сложность предполагаемого сооружения не шли с ними ни в какое сравнение. Поэтому решено было обратиться к иноземному опыту. В 1643 г. из далекого Страсбурга выписали «палатного мастера» Иоганна Кристлера. Под его смотрением дворцовые плотники изготовили деревянную модель моста. 31 июля 1644 г. дьяки Посольского приказа Г. Львов и С. Кудрявцев рассмотрели проект. Их особенно волновали два вопроса: устоит ли мост во время мощного ледохода и выдержит ли перевозку тяжелой артиллерии. Кристлер заверил, что все предусмотрено. В тот же день модель осмотрел царь Михаил Федорович. Началась, было, заготовка стройматериалов. Но вскоре скончался царь, а затем и Кристлер. Проект положили в долгий ящик.

О дерзком замысле вспомнили лишь в 1680-х, в период строительного бума. Как предполагается, инициатором был Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, поборник европейского просвещения и реформ. Работы на Москве-реке не прекратились и после падения царедворца и его покровительницы. Более того, при Петре I строительство ускорилось. Руководил им русский мастер, некий монах, возможно, старец Филарет. Он внес в проект Кристлера серьезные изменения.

В 1690-х грандиозная стройка была завершена. Семипролетный мост длиной около 150 м и шириной 22 м высоко поднялся над Москвой-рекой. На левом берегу он упирался во Всехсвятские ворота Белого города. Южный правобережный въезд на мост охраняла мощная башня с шестью воротами на три стороны. Изукрашенная белокаменным узорочьем и цветными изразцами, она была увенчана высоким двухшатровым верхом, наподобие недавно восстановленных Иверских ворот Китай-города.

Всехсвятский мост стал одним из бойких мест Москвы. По нему сновали пешеходы, двигались экипажи и подводы. Не только купцы, но и аристократы, в том числе светлейший князь А. Меньшиков, настроили тут торговых лавок. В Шестивратной башне разместилась Корчемная канцелярия, ведавшая водочным делом в России, и тюрьма на 50 узников. Внизу, в боковых пролетах, пенили воду колеса мельниц. Зимой 1697 г. по случаю взятия Азова молодой Петр с победоносным войском прошествовал в Кремль через Всехсвятский мост, украшенный Триумфальными воротами, первыми в русской архитектуре. Каждый год 19-го августа по мосту из Успенского собора в Донской монастырь направлялся крестный ход. С высоты «восьмого чуда света» москвичи любили поглазеть на фейерверки на Царицыном лугу, на конные бега и кулачные бои на льду реки. Собирались зеваки и во время ледохода и паводка. Зрелище было завораживающим.

Каменный мост добавлял городу красоты, славы и... проблем. В нешироких пролетах скапливался мусор, образовывались ледяные заторы. Страдало судоходство, увеличивался размах наводнений. Сооружение требовало частых ремонтов, на которые не хватало денег. Ветшавший и разрушающийся мост стал криминальным центром Москвы. Под его сводами со стороны Замоскворечья устроили притон разбойники. Главным «авторитетом», а по совместительству и агентом полиции, был здесь воспетый народным фольклором Ванька Каин. В узких проходах Всехсвятского полицейские выставляли одетых в маски «языков», которые высматривали в толпе уголовников.

На рубеже 1750–1760 годы мост реконструировали по проекту Ухтомского. Снесли Шестивратную башню и часть лавок, мельницы исчезли еще раньше. Но реконструкция не помогла. В апреле 1783 г. случилась катастрофа. Во время паводка обвалились три арки. Погибло четверо горожан. Чтобы начать восстановительные работы, пришлось прорыть Водоотводный канал. Тем не менее, вся дальнейшая история Всехсвятского моста стала непрерывной чередой ремонтов и реставраций.

Случались, впрочем, и яркие события. По Каменному мосту вели в последний путь – на плаху – Емельяна Пугачева. А осенью 1812-го по древним плитам уходила из Москвы огромная армия Наполеона. Уходила не просто: случилась страшная давка. Тогда по приказу маршала Мортье в воду пришлось сбросить пятьдесят экипажей, до верху заполненных награбленным добром.

Неуклонно теряя былое великолепие, старый мост простоял до 1859 г. Но «век девятнадцатый, железный» уже не мог мириться с такой архаикой. Он нуждался в иных символах, смотрел в иные горизонты. Древний мост был разобран. Массивную кладку пришлось взрывать пороховыми зарядами. На его месте встал новый мост с тремя металлическими пролетами на каменных быках. Он также являл собой уникальную для своего времени конструкцию и дожил до 1930-х.

Нынешний Большой Каменный мост – третий по счету, находится несколько восточнее своих предшественников. Но о нем особый разговор.

«Восьмое чудо света», казалось бы, безвозвратно кануло в Лету. Остались рисунки, описания, гравюры, но не только... На углу Воздвиженки и Моховой стоит импозантный дом, где в прошлом была гостиница «Петергоф», а ныне – расположились службы Федерального собрания РФ. На его строительство пошли камни разобранного Всехсвятского моста. Не пропадать же такому добру – здраво рассудил оборотистый подрядчик Скворцов.

Борис Арсеньев, Алиса Гадасина, проект «Якиманка от А до Я. Энциклопедия одного района. »©