БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737-1799)

От рождения будущему великому зодчему была уготована совсем иная стезя. По традиции сын сельского священника должен был пойти по стопам отца, посвятить себя духовному служению. Жизнь, однако, распорядилась по-иному. Отца перевели в Первопрестольную, в одну из кремлевских церквей. Василий же стал певчим в Страстном монастыре. Но гораздо больше увлекали отрока рисование, живопись, зодчество.

Талант и старание юного поповича были замечены и оценены главой московской архитектурной школы князем Д.В. Ухтомским. Василий Баженов поступил в его команду вольным слушателем, много практиковался на стройках Москвы.

В 1755 г. он становится студентом только что открытого Московского университета. Вскоре юношу откомандировывают в Санкт-Петербург, в Академию художеств. Баженов был одним из первых ее выпускников. Свое образование он продолжил за границей – в Париже и Италии. Пришелец из «варварской» России всюду производил фурор. Баженов стал первым из русских, удостоенных званий профессора Римской, члена Флорентийской и Болонской академий. На родину он вернулся настоящим мастером, привезя в Россию и новую европейскую архитектурную моду – классицизм.

Зодчему прочили великое будущее. Но сполна реализовать свой талант Баженов так и не смог. Его грандиозные замыслы оказались не по плечу даже екатерининской эпохе. У яркого, одержимого высокими идеями и независимого нравом зодчего было немало завистников и недоброжелателей. Были, однако, и могущественные покровители – граф Григорий Орлов, наследник престола цесаревич Павел Петрович, а на первых порах и сама Екатерина II. Впоследствии императрица лишила Баженова своей милости. Она не смогла простить ему преданность масонству и близость к сыну-сопернику Павлу.

Это сыграло зловещую роль в судьбе Баженова, и без того нелегкой. Два главных проекта зодчего – строительство Кремлевского дворца и императорской резиденции в Царицыне фактически провалились. И все же даже то, что успел сделать Баженов, поставило его в число лучших архитекторов России всех времен. Достаточно вспомнить Михайловский замок в Петербурге, парковые павильоны в Царицыне, приписываемый ему Пашков дом…

В этом же ряду – трапезная и колокольня храма Иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» на Б. Ордынке, 20, возведенные Баженовым в 1783–1791 гг. по заказу родственника, замоскворецкого купца Афанасия Долгова. Зодчий явил здесь архитектуру классически ясную, строгую, соразмерную и в то же время изысканно-нарядную, теплую, человечную. Баженовская колокольня на Ордынке и сейчас не теряется в панораме Замоскворечья, остается одной из примет здешнего исторического пейзажа.

Скорбященская церковь и стоящий напротив дом Долгова были не первыми работами мастера в нашем районе. Еще в 1773 г. Баженов построил в самом начале Б. Полянки прекрасный особняк для аптекаря Вольфа. Дом впоследствии не раз менял облик и простоял до 1930-х гг. Его снесли при реконструкции Полянки. Сейчас здесь автостоянка и садик перед рестораном «Эльдорадо».

Зато на другой стороне улицы, сохранился старинный, глубоко вросший в землю дом, ныне – один из крупных банков. Архитектурные особенности здания, например, скругленные углы и величавый пилястровый портик, наводят исследователей на мысль об авторстве Баженова либо одного из его учеников. Если это так, то следует признать особую роль зодчего в формировании ансамбля парадного въезда на Б. Полянку со стороны Кремля: улица открывалась двумя зданиями баженовской постройки. Есть предположение, что Баженов также был автором проекта дома Дурасова на Софийской наб.,8.

Василий Иванович не только строил на Якиманке, но и жил. В разное время его семье принадлежало два владения на Софийской набережной. Одно находилось на месте особняка Харитоненко (д.14) – нынешней резиденции посла Великобритании, другое – на месте Кокоревского подворья (д. 34).

Полуопальный зодчий лишь на склоне лет, при императоре Павле I, был вновь обласкан властью, привлечен к выполнению государственных заказов. Но вскоре смерть настигла мастера. Его могила в каширском селе Глазове не сохранилась.

Баженов покинул мир, оставив несколько законченных творений, чертежи и модели неосуществленных построек, но главное – плеяду талантливейших учеников, таких как Матвей и Родион Казаковы, Иван Еготов, с именами которых связан блестящий расцвет русской классической архитектуры.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©